Информационное агентство «Тувамедиагрупп» в честь объявленного президентом России Года защитника Отечества запускает новую рубрику «Эхо Победы», где будут опубликованы интересные факты, стихи и биографические очерки о жителях Тувы, которые принимали участие в боевых сражениях, а также о тех, кто ковал общую Победу в тылу.
Вклад тувинского Амбын-нойна в историю своего края
В начале прошлого столетия территория Тувы находилась под властью китайской династии Цин и имела название Танну-Урянхай. Начавшаяся Синьхайская революция 1911 — 1913 годов в Китае создала благоприятные условия, с одной стороны, для освобождения от длившегося с середины XVIII в. маньчжурского господства, а с другой – для вхождения в состав Российской империи, с которой уже с XVII в. были установлены связи, а отдельные тувинские племена (Маады, Ооржаки, Кужугеты и другие) тогда уже присягнули на верность русскому царю и приняли российское подданство.
Одними из ярчайших фигур, повлиявших на историю Тувы, являются правитель Танну-Урянхая Амбын-нойон Комбу Доржу и знаменитый нойон Буян-Бадыргы (князь) Даа кожууна.
В этой статье мы расскажем вам про Амбын-нойона Комбу-Доржу – одного из главных культурных героев более вековой давности, кому могли бы достаться лавры и почести в юбилейный 2024 г. Земляки из Тес-Хемского района Тувы чествуют его наравне с уважаемым и всеми признанным техническим исполнителем процесса вхождения Тувы в состав России Буяном-Бадыргы.
В 1899 году на высшую должность Урянхая вступил полноправный наследный одиннадцатый Амбын-нойон Комбу-Доржу, став независимым государственным деятелем. Во времени его правления в столице Урянхайского края произошла Синьхайская революция в Китае, освобождение от маньчжуро-китайского ига Монголии и Урянхая.
Известно, что в национально-освободительном движении 1911 —1912 годов тувинского народа против маньчжуро-китайского ига последним бастионом врага была крепость Кобдо в Монголии. На Кобдинское сражение около 700 добровольцев проводил лично Амбын-нойон Комбу-Доржу. 9 августа 1912 года тувинские и монгольские войска разбили маньчжуров.
За героизм, проявленный в освобождении Кобдо, некоторые тувинские воины были удостоены званий героев, многим пожалованы звания чагырыкчы, дужумета и другие, были вручены в награду китайские ружья. Стяг, врученный им в знак отличия в Кобдинском сражении, тувинские воины преподнесли своему господину Амбын-нойону Комбу-Доржу.
По мнению некоторых, Амбын-нойон чуть ли не первый основоположник дипломатических связей Урянхая и России начала XX века.
Тувинский нойон всегда стоял за идею союза Тувы и России. Он понимал, что Туве нужна поддержка в сложный период смятений и отчаяния. Молодой народ, только что ставший свободным, правители, которые были неопытны в государственном строительстве.
И тогда тувинские князья, в числе которых одним из первых стоял Амбын-нойон Комбу-Доржу, предприняли смелый отчаянный шаг.
Первое обращении к царю России было от 15 февраля 1912 года от (Тыва чону-народ) Амбын-нойона Комбу-Доржу, Агбан-Демчи и других представителей верховных властей.
Они заявили: «……о присоединении к России в связи распадом Цинской империи… Мы же, урянхи, остались на произвол судьбы, не имея государя…». Далее выражалось намерение тувинской стороны «держаться буддийской религии и самим выбрать себе представителя духовной власти, объявить Урянхай отдельным и просить покровительства и защиты Великого Российского государства». Обращение заканчивалось просьбой, адресованной «белому государю», не отказывать Туве в своем покровительстве и во избежание беспорядков, могущих произойти в стране.
Далее последовало второе обращение от 26 октября 1913 г. от князя Даа-хожууна Буяна-Бадыргы на высочайшее имя императора Николая II.
Третьим обращением стало от 29 октября 1913 г., отправленное от чиновников 17 отоков Бээзи-хошуна.
В тот момент только Россия могла помочь Туве, фактически же всегда получалось, что «тувинцы боролись за сохранение своих прежних социально-экономических устоев и формально политического статуса» всеми путями, которыми могли пойти.
Только 4 апреля 1914 г. император Николай II на докладной записке министра иностранных дел С. Д. Сазонова по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под российское покровительство начертал: «Согласен». Это означало установление протектората над тувинскими территориями. Край был включён в состав Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел иркутскому генерал-губернатору. Конечно, это было только начало длительных преобразований, и многое ещё предстояло сделать.
Многие считают, что признание протектората Царской России над Урянхайским краем в апреле 1914 года явилось запоздалым, что в итоге стало неожиданностью – угрозой потери статуса и влияния традиционного управления в кожуунах для самоопределения урянхайского народа и лично для Амбын-нойона. Если бы царь подписал в 1912 году указ о протекторате и назначил урянхайского законного правителя управляющим, то царская власть укрепилась бы надолго. Возможно, при своевременной поддержке Комбу–Доржу мог усилить свое положение в Туве, и все нойоны подчинились бы ему, как полноправному Урянхайскому хану.
Многие тувинцы считают, что именно Амбын-нойон Комбу-Доржу является историческим культурным героем Республики Тыва, который поплатился жизнью в 1915 году за столь дерзкий, смелый и разумный поступок в смутные времена для Тувы.
Кто убил Амбын-нойона, на этот вопрос нет ответа в официальных исторических материалах, но абсолютно точно источники подтверждают первенство и статус Амбын-нойна Комбу-Доржу до 1915 года как фактически наследного правителя Урянхая, первого сделавший шаг к партнерству и дружбе России и Тувы.
И к юбилею 80-летия присоединения Тувы в состав России мы понимаем, несмотря на то, что у нас различен язык, культура, религия, у нас общая великая история, которую мы обязаны знать и помнить.
Мария Саая
Фото Международного фонда исследований Тенгри

Глава Тувы призвал земляков присоединиться ко Всероссийской минуте молчания
Завтра, 22 июня, во всех субъектах Российской Федерации одновременно состоится Всероссийская акция «Минута молчания», посвященная памяти жертв Великой Отечественной войны.