Мои ученические истоки начинаются со школы в селе Казанцево Шушенского района Красноярского края, где прошло детство в период военного времени.
В победном 1945 году я и мои сверстники пошли в 1-й класс скромной сельской школы. Была ли она средней, не знаю. Помню солнечные дни первых дней сентября золотыми: на дворе рощица молодых берёзок, зелёный двор уже помечен ярко-жёлтой листвой. Под берёзами – простейшая площадка, состоящая из качелей и простого турника. На переменах дети выбегали на чистую лужайку и резвились до звонка.
Но ведь речь идёт об учителе. Учительница изучала с детьми алфавит и простейшие фразы, составляемые из букв.А к тому времени с помощью взрослых в семье я бегло читала. Поэтому учительница положила на мою парту журнал с мелким шрифтом и коротко обозначила задание: «Читай».
Случилось побывать в этой школе после четырёх лет обучения в Сосновской школе в Туве. После отдыха на летних каникулах в селе Казанцево у бабушки родственники оставили меня у себя и записали в школу. У меня не было даже табеля, увидев маленькую хрупкую девочку, усомнились, можно ли меня записывать в 5-й класс. Моё окружение из ребят с нашей улицы загалдело: «Да, она училась за Саянами, правда!» Так просто я была зачислена в нужный класс, где с удовольствием училась.Вот здесь я приношу поклон моей учительнице, у которой помню только имя. Молодая учительница, красивая, общительная, сразу понравилась. Очень ярко запомнился один эпизод её деятельности. После уроков она повела нас в соседнюю рощу и сказала: «Мы будем наблюдать закат… посмотрите, какой горизонт…» Мы и раньше бегали в лес, на горки, но остановиться, внимательно посмотреть на знакомое окружающее, не приходило в голову.
Несколько минут смотрели и молчали. В немом восхищении от розовеющего неба. На следующий день в классе писали мини-сочинение «Закат в осенней роще». Писали с увлечением: ведь мы видели «живой» закат, испытывали яркие эмоции, привычная картина обернулась праздничным волшебством. Но этим уроком эстетики дело не ограничилось. Учительница жила в скромной комнате, пригласила нас посмотреть новые книги к себе домой.Мне бросилась в глаза небольшая тарелочка с водой, в которой по краям разбросаны ромашки. Как красиво, как изящно это украшение жилья.
Мы, конечно, ставили у себя дома полевые цветы, но в обычные глиняные кринки. Но эта композиция с ромашками поразила особой оригинальностью (это слово я знаю сейчас, в тот момент словесной оценки не было). А что было? Ощущение вкуса городской (хотя она была сельской) квартиры, чего-то загадочного и красивого.Сейчас я понимаю, что эта учительница с именем Елена таким ненавязчивым способом (не хочется употреблять казенное слово «методический прием») пробуждала в сельских детях воображение, чувство красоты, по большому счёту это было неосознанное, но фактически ощущаемое чувство красоты мира, чувство родины.
К счастью, в моей школьной жизни было немало умных и талантливых учителей. Мне хочется склониться перед ними в благодарном поклоне за их подвиг, они бережно, но и серьезно выводили нас в жизнь.
- С чего начинается красота и доброта? С благородных, светлых душой учителей! С их щедрой душевной энергией, со стремлением поднять детей и подростков к высотам знания, культуры и красоты!Альбина Бирюкова