Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Народного писателя Тувы Кызыл-Эника Кудажи

13 декабря 2024
19

Имя Народного писателя Тувы Кызыл-Эника Кудажи известно далеко за пределами России благодаря переводам его произведений на многие языки мира. Он был прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом, видным общественным деятелем. Родился писатель в 1929 году в с.Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна в семье знаменитого скотовода ТНР, гвардейца, который один из немногих из Тувы участвовал в легендарном параде Победы на Красной площади в Москве в 1945 году. К.Кудажи окончил педагогическое училище, затем филологический факультет Кызылского государственного педагогического института и Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Работал учителем, редактором газет «Сылдысчыгаш», «Тыванын аныяктары», председателем правления Союза писателей Тувы, редактором журнала «Улуг-Хем», руководил Тувинским книжным издательством. Многие годы преподавал в школе №9 г. Кызыла. Литературная деятельность К.Кудажи началась в 1948 году. Первая книга стихов под названием «Первый шаг» вышла в 1958 г. Он работал во всех жанрах литературы, писал стихи, рассказы, повести, драматические произведения, романы. По его пьесам на сцене Тувинского музыкально-драматического театра поставлены спектакли: «Долуманын хуулгаазыны» («Проделки Долумы», 1970), «Он бир» («Одиннадцать», 1972), «Далай дувунде дангына» (Принцесса на дне моря, 1974), «Инчеек» (1976), «Белек-кыс эмчи» (Феликс Кон, 1978), «Дирде-Макдо» (2000) и мн. др. Многие пьесы ставились на сценах драматических театров Киргизии, Якутии, Монголии. К.Кудажи активно работал и как переводчик. Благодаря ему в свет вышли «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Четвертая высота» Е.Ильиной, рассказы Л.Толстого, А.Серафимовича, С.Баруздина на тувинском языке, а также стихотворения А.Пушкина, С.Гудзенко, С.Щипачева, басни С.Михалкова. Творческое наследие К.Кудажи обширно и многообразно. Повести «Тихий уголок» и «Анай-кыс» посвящены изображению коренных изменений в тувинской деревне, в сознании людей, участвующих в решении жизненно важных вопросов села. Герои повестей – молодые люди, которые проходят через серьезные жизненные испытания, сформировавшие их характер. В работе им открывается основная истина – преодоление всех трудностей, в том числе и личных, возможно только через духовное и трудовое единение людей. Этапным произведением К.Кудажи является роман-тетралогия «Улуг-Хем неугомонный», который свидетельствует о художественных достижениях не только самого писателя, но и всей тувинской литературы в целом. «Черный» и «Красный», «Золотой» и «Серебренный» названия томов романа – это цветовая символика. В первых двух – борьба за свободу народа. Эпитет «черный» становится реалистическим объектом изображения и фоном произведения ( чернел аал (селение), почернели берега, черное жилище, черные снеговые тучи, черные кусты караганника).

Предоставляется дополнительная характеристика персонажей – «черные слова шамана», «черные старики». Цвет становится также средством определенного эмоционального настроя. Доминирующее положение черного цвета соответствует пафосу изображаемой эпохи, ее особому трагизму и безысходности. Протест против этой действительности писатель выражает цветовым эпитетом «красный» в значении кровавый. «Красный» (кровавый) – это особая форма типизации, за которым стоит мир человеческих страданий («изо рта вырывались кровавые пузыри», «залил кровью головы его сыновей», «били в кровь, сдирая кожу» и т.д. Кроме того, «красный» цвет является символом, который углубляет и расширяет авторскую мысль. Это – символ нового времени и освобождения народа, символ революции (красный отряд, красные флаги, красные партизаны, красная армия). В произведениях К.Кудажи особая роль принадлежит художественной детали. Писатель приводит «в движение» ее богатую палитру и пользуется всеми возможностями детализации. Мы увидим подробные описания домашней утвари, убранства юрты, традиционной пищи и одежды тувинцев. Писатель находит и использует те детали, которые оказались наиболее уместными и соответствующими для портретной характеристики и психологического анализа, для воссоздания исторических событий и картин природы, образа жизни и быта, подчиняя их общему идейно-художественному замыслу. Интересны находки К.Кудажи в создании портретов, которые писатель стремится давать сразу, с момента появления героев. Впервые у тувинских прозаиков появляется такая деталь, как глаза, которая становится достаточно популярной. Однако К.Кудажи использует ее в совокупности с другими элементами портрета (руки, пальцы, ресницы и др.) для создания более широкой и глубокой характеристики персонажа. Возьмем, к примеру, портрет Долааны («Тихий уголок»). Перед нами вырисовывается не просто внешний, но и психологический портрет героини – женщины доброй, застенчивой, открытой, доверчивой, любящей (тонкие пальцы; серебристый смех; смех ласковый и добрый; взгляд виноватый, вспыхнувший из-под ресниц; просиявший взгляд; гибкое тело; легкое платье). Автор неоднократно показывает ее глаза (живые темные глаза излучали свет и тепло; чуть раскосые глаза; глаза струились). Внешность Долааны хотя и дана вскользь, но броско и убедительно. В портрете главного героя повести «Тихий уголок» Эреса также выделяются глаза («глаза, устремленные вдаль, были грустны»; «Даже когда улыбался, глаза его оставались задумчивыми»; "карие глаза смотрели с грустью и казались неожиданными на бронзово-четком обветренном лице»). Рисуя отрицательных персонажей, К.Кудажи использует гротеск, гиперболу. У Майыс-Кулака «глаза налились кровью»; «ноздри раздувались»; «в суженых глазах кипела ненависть»; «рыскающие глаза»; «бегающие глаза»; «опустил глаза и затих, как обессилевший в капкане волк»; «лошадиные зубы»; «клыкастый рот». Такой детализацией К.Кудажи достигает особого эмоционального накала, вызывая чувство определенной неприязни. В портрете председателя колхоза подчеркивается его надменность и высокомерие благодаря деталям взгляда: «избегал смотреть в глаза»; «недовольно взглянул»; «Стрельнул косым взглядом»; «надменный, с хитрецой взгляд». В его портрете также выделяются детали носа: «громко рассмеялся, отчего нос стал матовым»; «нос побагровел»; «нос пунцовый»; бровей – «короткие брови сомкнулись», «Самодовольное лицо с черными нашлепками бровей», (здесь деталь бровей подчеркивает искусственность самодовольства героя, оттого и брови выглядят непричастными к его лицу, а всего лишь нашлепками к нему); «бровастое лицо выражало удивление и злость»; «две толстые пиявки бровей над красноватым и вздернутым носом». Создавая внешний облик персонажей, К.Кудажи пытается сделать их особо ощутимыми для восприятия читателя. В описаниях различных деталей внешности героев находят отражение, прежде всего, важнейшие социальные и нравственные законы, специфика народа, к которому принадлежит персонаж, обобщенный образ. В произведениях К.Кудажи есть еще одна выразительная деталь – звуковая, являющаяся эмоциональным аккомпанементом к внутреннему состоянию персонажа. А именно – песня. Она всегда помогала аратам, сокращала дальний, долгий путь на родину. Песни – это «эмоциональные ударения», определяющие тона доброжелательности и человечности. На страницах повестей и романа К.Кудажи мы слышим немало песен, веселых и грустных, в них отражение трудовой жизни людей и любовь к родной земле и людям.

Слушая песни людей, поют и журавли свою печальную песнь «курай-курай», отправляясь холодной осенью в далекий полет, а с болота несется утиное «оош-оош», «золотистые турпаны, чинно прохаживаясь, вторят «каак-каак». «Запели бидоны на стареньком грузовике», поет " отворившаяся дверь", а белые березы «водят хороводы». Создается богатая звуковая картина мира, состоящая при этом из отдельных звуков. К.Кудажи способен в малом увидеть большое, в общем – частное. Мир в его изображении богат предметностью, красками, запахами, особенно глубоким его осмыслением. Писателя не стало в ноябре 2006 года. Но мы чтим его память, читаем его бессмертные произведения. В городе Шагонаре названы улица и библиотека в честь Кызыл-Эника Кудажи. А в селе Ийи-Тал его имя носит сельский Дом культуры. К.Кудажи внесен в книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века» (2004 г.)

Татьяна Сарыглар

Фото из открытых источников

false
false
false
false

Аналитика и мнения