«Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, родителям необходимо задуматься над этим за долго до поступления малыша в школу, примерно за год», – считает заместитель директора, педагог-психолог республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Салбакай Куулар.
Особенно важен психологический настрой учащегося. Он состоит из трёх частей:
1. Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребёнок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться и расширять круг своего общения с будущими одноклассниками и учителями У ребёнка должна быть сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать так: «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».2. Интеллектуальная готовность.
У дошкольника должно быть сформировано воображение, образное и пространственное мышление, развиты речь и память. Плюсом будет некоторый запас знаний об окружающем мире.3. Эмоционально-волевая готовность.
Появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.По словам Салбакай Опееновны, если родители заметили незрелость одного из этих компонентов школьной готовности в своем ребёнке, то не нужно расстраиваться, потому что есть время наверстать упущенное. Самое главное –понять: «Почему так получилось, какова причина?», затем наметить конкретный план действий.
Сейчас опасения у родителей школы №14 вызывает тот факт, что их дети – ученики начальных и выпускных классов – вынуждены заниматься в различных учебных заведениях города Кызыла. Известно, смена адаптации окружающего пространства тоже влияет на эмоциональную составляющую ребенка. На этот случай Салбакай Куулар советует мамам и папам оказать учащемуся посильную психологическую поддержку: создать условия, в которых он может высказаться и открыться.
«Чтобы малыш или подросток открылся и Вы помогли ему настроится на учёбу, необходимо определить проблему и признать её», – отмечает педагог-психолог.
Затем следовать простым, но действенным инструкциям:
– Найти позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных).
– Вместо привычного и абстрактного: «Как дела в школе?», задавайте ребёнку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?». Так вы сможете получить больше информации от подростка.
– Если вы заметили, что ребёнок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
– Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
– Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребёнку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
– Поддерживайте новые знакомства и контакты ребёнка. Приглашайте в гости друзей сына или дочери. Подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на сообщество. Каждый день мы публикуем новости, статьи и видео о республике и её жителях.