Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тонкий подход к трудным подросткам. Алдынай Бямбаа делится секретами работы психолога  

16 декабря 2019
66
Люди этой профессии не владеют магией, но обладают редким даром объясняться с детьми и педагогами, умением здраво подходить к решению конфликтов и готовностью проводить необходимую работу с каждым «пострадавшим».  Конечно же, речь идет о психологах, точнее, педагогах-психологах. Нынешний год для Алдынай Калдар-ооловны Бямбаа выдался очень насыщенным в плане профессионального роста. В сентябре ее признали лучшим педагогом-психологом Тувы 2019 года. Победа в региональном этапе даровала ей почетную миссию представить нашу республику уже на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России 2019», который проходил в Москве. И здесь молодой специалист не подкачала, сумела показать высокий уровень профессионального мастерства, став победителем в номинации «Лучшая самопрезентация». «Участие в конкурсах дает колоссальную энергию, силу, бесценный опыт, знакомство и общение с потрясающими и вдохновлёнными своей профессией людьми» - признается Алдынай Калдар-ооловна. Она и сама очень энергичный человек, готовый постоянно развиваться и самосовершенствоваться – не в этом ли секрет успеха ее работы? В профессии педагога-психолога Алдынай Бямбаа четвертый год. Начинала работать в кызылской школе №11, но, как только появилась свободная вакансия, педагогический коллектив школы №1 сразу же «переманил» к себе молодого специалиста. Неудивительно, ведь она выпускница этого общеобразовательного учреждения Кызыла.  Вот так вчерашние наставник стали коллегами. Еще в школе юная Алдынай твердо знала,  на кого пойдет учиться. Ей всегда было интересно наблюдать за людьми, изучать характеры, хотелось знать, например, почему на одинаковую ситуацию каждый человек реагирует по-разному. А ответы на все вопросы, связанные с человеческим поведением, давала только психология. Поэтому после школы она поступила на факультет психологии Национального исследовательского Томского госуниверситета. Магистратуру, причем с отличием, в 2015 году закончила там же по программе «Практическая психология достижений личности». Кроме работы в школе, педагог-психолог задействована и в региональном проекте «Поддержка семей, имеющих детей». Программа, разработанная детским садом №15 г. Кызыла, в этом году выиграла грант в рамках национального проекта «Образование». И сейчас в этом ДОУ действует консультационный пункт, куда за бесплатной психолого-педагогической и методической помощью могут обращаться все родители, а также люди, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Желающим стоит поторопиться – программа завершается в конце нынешнего месяца. С какими же проблемами обращаются родители, что их тревожит? Как говорит Алдынай Калдар-ооловна, у детей детсадовского возраста - это гиперактивность, задержка речевого развития. В начальных классах родители жалуются на невнимательность, забывчивость и рассеянность своих детей. А уж подростки – это самый «плодовитый» в психологическом плане возраст. Но во всех случаях родители должны помнить, что каждый ребенок - независимо от возраста - это личность, со своим характером и темпераментом. Дети являются частью семейной системы, поэтому именно от родителей зависит их развитие. Но, к сожалению, нередки случаи, когда всю ответственность за свое дитя родители перекладывают на школу. А ведь результат работы психолога будет минимальным, если родители отказываются включаться в общий процесс, требуя немедленно изменить «неправильное» поведение своего ребенка на «правильное». Больше всего молодому специалисту интересно работать с подростками. Родители должны учитывать, что дети в таком возрасте имеют своё мнение, хотят быть услышанными, с ними можно и нужно договариваться. Подростки принимают запреты, только если те аргументированы. На свой окрик, родители получают аналогичный ответ. Взрослым достаточно понимать это, чтобы избежать конфликтов с подросшими детьми, уверен молодой психолог. Например, родители нередко жалуются, что дети-подростки начали грубить, проявляют непослушание. И тогда психолог разъясняет, что так происходит не потому, что ребенок плохой, а потому, что через этот возраст проходят все и этот период нужно просто пережить. Да, будет трудно, но родителям стоит вспомнить себя в этом возрасте. Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка. Необходимо слушать и слышать своего ребенка, искать правильные способы общения. Был случай, когда у послушной, учившейся на одни пятерки девочки, вдруг резко упала успеваемость, начались конфликты с родителями. После нескольких индивидуальных консультаций с психологом выяснилось, что у мамы школьницы слишком завышенные запросы. Родительница требовала только отличные оценки, ограничивала свободное времяпрепровождение. В итоге ребенок взбунтовался. Ей важно и нужно было, чтобы любили именно ее, а не оценки. Педагогу-психологу удалось «образумить» обе стороны. Девочка успешно закончила школу, правда, без золотой медали, и поступила в один из российских ВУЗов. И такие ситуации не редкость. Все больше детей при беседе с психологом признаются, что учатся для родителей, что им придется поступать в то высшее учебное заведение, которое им выбрали взрослые. «Диплом для родителей» - так в шутку обозначила эту ситуацию на одном из родительских собраний Алдынай Калдар-ооловна. Для эффективности своей работы педагог-психолог использует системно-комплексное планирование с посещением уроков, внеклассных мероприятий, групповыми тренингами как с педагогами, так и с учащимися, проводит консультации. Одно из главных направлений работы - профилактическая работа с детьми так называемой «группы риска». Проводит также групповые и индивидуальные диагностики. Но из-за отсутствия  автоматизированных программ, результаты тестирования психологу приходится обрабатывать вручную. А ведь  некоторые тесты состоят из 100, 200 или даже 300 вопросов – затрачивается масса времени, которую можно было бы использовать более рационально. Но Алдынай Бямбаа не унывает, не такой она человек: «Я занимаюсь любимым делом и чем больше я в работе, тем глубже уверенность в правильности моего профессионального выбора. Мне нравится психология. Быть психологом, значит держать руку на пульсе, постоянно самосовершенствоваться. Психология все время меняется и этим она подталкивает меня быть исследователем и искателем, мобилизующим себя на новые познания…Мое профессиональное кредо: «Человек - как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не стоило бы читать..." Юлия Сат ИА «ТуваМедиаГрупп» Фото из личного архива Алдынай Бямбаа

Аналитика и мнения