ИА ТМГ в преддверии международного женского дня 8 марта и 100-летия образования Тувинской Народной республики представляет своим читателям цикл кратких биографических статей про женщин Тувы, которые внесли огромный вклад в историю республики в ХХ веке.
Первой нашей героиней стала Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, она же одна из первых балерин-тувинок, мама художницы Нади Рушевой.
Будущая солистка танца «Звенящая нежность» родилась 20 ноября 1926 года в селе Сесерлиг Пий-Хемского района Тувинской Народной Республики, была младшей дочерью в семье простых аратов из рода Салчаков.
При рождении ей было дано имя Ажикмаа («Ажик» по-тувински «простор»). Девочка рано потеряла родителей, и ее воспитывала сначала бабушка, потом сестры, позже она жила у тети в Кызыле.
В 1942 году Наталья поступила в балетную труппу, где преподавал знаменитый московский балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин. Именно он со своими учениками создал первые тувинские танцы на основе национальных мелодий. Наталья Ажикмаа — первая солисткой танца «Звенящая нежность», ставшего классикой тувинского хореографического искусства.
В 1945 году в Тувинский областной муздрамтеатр прибыл из Москвы молодой театральный художник Николай Константинович Рушев. Осенью 1946 года состоялась свадьба Натальи Ажикмаа и Николая Рушева. А спустя 2 года Николай Константинович был командирован Министерством культуры СССР в Сталинабад (ныне Душанбе) художником-постановщиком в Русский драматический театр. Позднее к мужу приехала и Наталья Дойдаловна, она поступила в Таджикский театр оперы и балета имени С.Айни.
В 1950 году молодую семью ждало новое назначение в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев – театральный художник, а Наталья Ажикмаа – педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась их дочь Надежда. Знакомый мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает «Вечно живущая».
Летом Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери.
С середины 1960-х годов Наталья Ажикмаа-Рушева работала в лаборатории Московского телевизионного центра, затем на комбинате художественно-декоративного производства Центрального телевидения, а с 1971 года учебным мастером в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ).
После смерти единственной дочери в 1969 году Рушевы много сил отдали организации выставок Надиных рисунков, сохранению ее наследия.
В 1975 году Наталью Дойдаловну постигла еще одна трагедия- умер Николай Константинович. Но и тогда она не опустила руки, а продолжала пропаганду творчества дочери.
В 1994 году Наталья Дойдаловна передала Государственному музею А.С.Пушкина значительную долю наследия Нади Рушевой.
До последних дней Наталья Дойдаловна жила в Царицыно и рассказывала о дочери Наде и о супруге Николае Константиновиче. За творческие и трудовые заслуги Наталья Ажикмаа-Рушева была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя юбилейными медалями участника трудового фронта, медалью «Ветеран труда», почетными знаками и медалью в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, медалью «Заслуженный работник искусства», «Золотой грамотой Республики Тыва».
В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой.
Натальи Дойдаловны Ажикмаа не стало 7 января 2015 года. Похоронена на Покровском кладбище рядом с дорогими людьми.
ИА ТМГ
Фото из открытых источников