Итак, сейчас мы имеем то, что имеем: пустые угольные склады, недовольство жителей и пирующих на чужом горе перекупов. Ах, да! Еще осчастливленную тувинским недорогим углем Хакасию, правда, недолго счастье длилось… Но давайте разберемся в причинах сложившейся ситуации.
Жители Тувы много лет сетовали из-за высокой стоимости угля. «Почему в республике, которая сама добывает уголь, такая высокая цена на топливо?» - вопрошали они. И, действительно, власти Тувы, наконец, разобравшись в вопросе, выяснили, что расходы на добычу угля у ТГРК, на самом деле, ниже заявленных, поэтому потребовали снизить цену для населения. И вот настал момент, когда цена, действительно, снизилась до 2200 рублей за тонну. Но только на разрезах и только для частных лиц. Юрлицам никаких ценовых поблажек нет. Поэтому в остальных местах, где жители могли себе позволить купить топливо, в частности, на угольных складах, цена осталась прежней, а где-то и стала выше. Что поделаешь, вложенную стоимость на транспортировку топлива никто не отменял, а не хочешь платить - сам поезжай на разрез, нанимай машину для доставки и тд.
Причину всех бед автор видит в поспешности принятых решений. Да, цену снизили и что? Это привело к очередям на разрезе и тотальной скупке топлива перекупами, а также вывозу угля за пределы региона, да столько, что у самих не осталось. Принимая решение о снижении цены, прежде всего, стоило подумать о логистике доставки угля и обязательно учесть ее. Неужели сразу было непонятно, что житель Эрзина не сможет купить себе уголь за 2220, хотя бы просто потому, что рядом с ним нет угольного разреза? Камень в огород местных Минтопа и Минтранса. Также непонятно, как именно угольщикам нужно было отличить простого жителя от представителя юрлица или того же перекупа… Заглянув в глаза?
Как говорится, вовремя спохватились и пресекли вывоз тувинского угля в Хакасию. Глава региона Владислав Ховалыг ограничил квоту на вывоз угля в другие субъекты РФ. Теперь продавать уголь за пределы региона может только Тувинская горнорудная компания.
Но каков идеальный выход из сложившегося положения? Помогут ли разрешить вопрос доставки угля внедряемые этой весной государственные топливные склады? И кто покроет стоимость доставки топлива до отдаленного района, при условии, что на этих складах цена на уголь должна быть такой же низкой, как и в Кызыле? Вопросов еще много. Увидим, что будет дальше.
Ольга Возовикова
Фото из открытых источников