Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Аяс, Лада и Юлия уничтожают уникальный памятник наскального искусства

24 августа 2020
92

Увидев на снимках, в каком состоянии находятся памятники наскального искусства "Малый Баян-Кол" под Кызылом, люди в разных концах света не могут сдержать сожаления. @tmgnews17

"Вандализм ИГИЛа - идейный. А этот простой, как гвоздь - "Здесь была Лада + Чайзат". Этим людям ничего на надо, кроме как "втащить" стакан и отметиться. Боже ты мой, боже. Тува, ты моя Тува - твои марки довоенные самые любимые. И что от тебя осталось?" - это пишут из Москвы. "This is a heart break" - пишут из Америки друзья Тувы.

Аспирант Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Лариса Чадамбаа еще в 2009 году опубликовала статью “Современное состояние памятника наскального искусства Малый Баян-Кол (Республика Тува)”, в которой с тревогой сообщала о сохранности петроглифов, находящихся практически в черте тувинской столицы, в районе дач на правом берегу Енисея. Этот памятник считается учеными уникальным не только по датировке, но и тем, что в сходных культурах рисунки таких крупных размеров больше нигде не встречаются.

“Петроглифы в этой местности подвергались разрушению в связи с хозяйственной деятельностью человека. В середине XX века здесь производилась добыча камня для строительства. Удобное расположение памятника - на невысоких скалах вблизи Кызыла и места слияния двух Енисеев, где с древних времен были поселения тувинцев и заимки русских, над дорогой по правому берегу Улуг-Хема, сделало его посещаемым.

Поэтому, начиная с XIX века на скалах наносились надписи, рисунки подновлялись. На одной из интереснейших композиций с бегущим медведем выгравирована глубокая надпись M.ASAGAN, которая может относиться к концу XIX- началу XX вв., когда здесь работали финские экспедиции” – считает Л.А. Чадамбаа.

Аналитика и мнения