На Красноярском экономическом форуме Тува отработала в контексте московского совещания, посвященного исключительно проблемам социально-экономического развития Тувы. За время работа КЭФа регион подписал ряд соглашений и успел достичь одного конкретного решения.
Речь идет о договоренности между регионом и Сибирской генерирующей компанией о техподключении строящегося в поселке Каа-Хеме спортивного центра. Центр, как стало известно TMG, готов примерно на 50 процентов. Сдать его планируют до конца этого года, но вопрос с инженерными сетями и их проведением до встречи главы Тувы Шолбана Кара-оола с гендиректором СГК Степаном Солженицыным оставался открытым.
При поддержке руководителей, курирующих вопрос ведомств – минтопэнерго и минстроя Тувы, – удалось договориться с Солженицыным о том, что компания инвестирует 40 млн. рублей в инженерные сети и техподключение объекта при условии, что регион возьмет на себя оставшуюся часть суммы – 57 млн. рублей.
Несмотря на то, что детали этой договоренности СГК и регионом будут еще уточняться, Глава Тувы подчеркнул, что республика непременно найдет деньги на это, вплоть до внесения изменений в республиканский бюджет.
Важной для республики стала встреча министра топлива и энергетики РТ Романа Кажин-оола с руководством Красноярского РДУ – структурного системного оператора единой энергетической системы страны. На ней, по поручению руководства региона, минтопэнерго сверило часы с системным оператором насчет проблемы республики – дефицита электроэнергии.
Позиция региона проста: системный оператор в полном объёме должен согласовывать заявки, поступающие от инвесторов. Не то чтобы он их игнорирует, но согласуются они им частично. Допустим, из 60 мегаватт оператор согласует только шесть, только одну десятую часть. Роман Кажин-оол отметил, что уже сейчас в республике при пиковых нагрузках на энергосистему наблюдается дефицит мегаватт в 25-30 единиц. С учетом всех заявок, в том числе инвесторов, Туве на сегодня требуется 472 мегаватта.
Согласование всех заявок позволит избежать «критики» по мегаваттам. Как полагают эксперты, Тува после этого убедительно обоснует необходимость строительства от подстанции «Означено» ЛЭП 500 киловольт до Кызыла, что на многие годы вперед обеспечит задел в 900 потенциальных мегаватт.
Другая проблема, которая мешает развиваться Туве – это отсутствие надлежащей дорожной и транспортной инфраструктуры. Свою позицию по ней коллегам из других сибирских регионов, а также бизнесу, имеющему интерес восточнее Урала, высказал Шолбан Кара-оол на встрече, посвященной «Новому шелковому пути». Эту идею продвигает Китай совместно с Россией и Казахстаном. На встрече было отмечено, что взаимодействие Китая с партнерами смещается в сторону Казахстана, который активно развивает дорожную инфраструктуру.
– Я за то, чтобы строили больше дорог, – выразил позицию региона Глава Тувы.
Он отметил, что развитие отдельной территории во многом зависит от транспортной составляющей. Дефицит путей сообщения с соседними регионами и зарубежьем создает Туве препоны в социальной и экономической сферах. Вопрос развития дорожно-транспортного комплекса республики шел быстрее, если бы решения федеральных властей по нему реализовались в срок. Далеко за примером ходить не надо: изменение направления федеральной трассы Р257 (М-54) было согласовано несколько лет назад, однако официально решение вступило в силу только 1 января 2018 года.
Сейчас Тува старается добиться двустороннего статуса пункту пропуска «Хандагайты – Боршоо» на границе с Монголией. Решение федерации на сей счет имеется с 2006 года, но, как выразился на встрече Шолбан Кара-оол, вопрос «волокитится» до сих пор. Хотя монголы, например, к пункту пропуска уже подвели асфальтированную дорогу к местечку Боршоо со своей стороны.
От появления еще одного двустороннего пункта пропуска выиграют все, а не только республика. Это выгодно Красноярскому краю, товары которого котируются в Монголии и всей России. Дорога на Хандагайты, которую реконструировала монгольская сторона, «упирается» в транспортный коридор, выходящий на монгольский городок Ховд. Именно там сходятся крупные автомагистрали из Улан-Батора, из Урумчи, а также трансконтинентальная трасса Европа – Западный Китай. К российской границе от Ховда ведет только один путь – на Боршоо.
Свою позицию насчет того, что нужно строить больше дорог, Тува продемонстрировала, поддержав Хакасию в проекте строительства транспортного коридора Абакан – Бийск, который может сократить расстояние от столицы Хакасии до Новосибирска на 300 километров. Это выгодно и Туве, заключившей соглашение с соседом о совместной работе по процедуре передачи дороги Ак-Довурак – Абакан в федеральную собственность.
Эта дорога, как отмечают в миндортрансе Тувы, нуждается в серьезном ремонте. Ни у Хакасии, ни у Тувы нет на это денег, поэтому перевод ее в федеральное ведение позволит трассе получить значительное финансирование. Так что для Тувы реализация данного проекта ощутимо сократит расстояние до многих сибирских городов.