С 6 по 9 апреля 1945 года шла операция войск Красной армии по взятию штурмом города Кенигсберга - столицы Восточной Пруссии. Сейчас это российский город Калининград.
Восточная Пруссия давно была превращена Германией в главнейший стратегический плацдарм для нападения на Россию и Польшу. Штурм до сих пор изучается в военных академиях всего мира как классический образец овладения сильно укрепленным городом.
Весной 1945-го Гитлер приказал защищать город до последнего солдата и последнего патрона. Но штурм Кенигсберга советскими войсками продолжался всего четыре дня, и в годы Второй мировой войны эта боевая операция стала самой скоротечной по захвату крупного и хорошо оборудованного для обороны города.
В Кенигсберге фашисты построили три кольца обороны. В 6–8 километрах от центра города перед советским наступлением мобилизованное население и военнопленные вырыли траншеи и противотанковые рвы, германские саперы установили проволочные заграждения и минные поля. Опорными пунктами на этом — первом — кольце стали построенные в конце XIX века 15 фортов, обороняемые гарнизонами по 150–200 солдат при 12–15 орудиях. Второе кольцо обороны проходило по окраинам города. Огневые точки были устроены в зданиях и на баррикадах, простреливались все перекрестки. В самом центре города немцы оборудовали третье кольцо: сооруженные еще в XVII веке девять бастионов щедро оснастили артиллерией и пулеметами.
Взять Кенигсберг и полностью захватить Восточную Пруссию — задача была труднейшая. Выполнить ее Ставка Верховного Главнокомандования поручила 3-му Белорусскому фронту маршала Советского Союза Александра Василевского.
Замысел стратегической операции Александра Василевского был прост и эффективен: мощными ударами с севера и юга по сходящимся направлениям рассечь силы кенигсбергского гарнизона, а затем овладеть городом штурмом. Для выполнения задачи советским командованием была сосредоточена ударная группировка численностью более 106 000 солдат и офицеров. У наступающих было 5200 орудий и минометов, 538 танков и самоходных артиллерийских установок. С воздуха наземные войска поддерживали 2174 боевых самолетов 1-й воздушной армии.
Основная роль в начале операции отводилась артиллерии. К передовой были стянуты все имеющиеся на вооружении войск фронта орудия большой и особой мощности — калибрами от 203 до 305 мм. Подвергать оборону
противника непрекращающимся ударам было приказано и бомбардировочной авиации.
Обстреливать Кенигсберг на всю глубину обороны советские артиллеристы начали 2 апреля 1945 года, а утром 6 апреля на город буквально обрушилась лавина огня. Выполняя приказ «Боеприпасов не жалеть!», артиллеристы несколько часов, один за другим, посылали в короткий полет тяжелые снаряды. Гвардейские минометы «катюши» стреляли залпами, буквально сметая укрепления противника на первой линии его обороны.
Под прикрытием огневого вала и при поддержке мощных ударов авиации, в решительное наступление пошли танки и пехота советских 39-й, 43-й, 50-й и 11-й гвардейских армий. Уцелевшие немецкие солдаты оказывали ожесточенное сопротивление. Основные силы наступающих, согласно полученному перед атакой приказу, обходили эти опорные пункты обороны и шли вперед. А к полевым укреплениям, откуда еще велся огонь, подходили подразделения второго эшелона, блокировали их, затем в дело вступали экипажи самоходных орудий и огнеметчики.
7 апреля 1945 года на штурм Кенигсберга пошли хорошо обученные солдаты. Каждый боец знал свой маневр. Штурмовые отряды, а их было подготовлено по 10 в каждой атакующей дивизии, брали дом за домом, квартал за кварталом. Танки и САУ выдвигались вперед только для одного-двух выстрелов и быстро отходили назад. В воспоминаниях фронтовиков часто упоминается, что по городским улицам растерянно бегали немецкие мальчишки из «гитлерюгенда» с выданными им фаустпатронами. Но геройски жечь русские танки им не пришлось: войска Василевского успешно продвигались до 5 километров в сутки к городской застройке, практически без использования бронетехники.
Непреодолимыми препятствиями оставались кенигсбергские форты. Серьезная заминка в наступлении произошла у форта № 5 «Король Фридрих Вильгельм II». Толщина стен — пять метров. Их не брали даже весившие 246 килограммов снарядов, а для авиации это была слишком малая цель для точного бомбометания. Получив 90 прямых попаданий, форт оставался невредимым, и его гарнизон продолжал бой.
На помощь пехоте пришли саперы. Под прикрытием огня, командир взвода 175-го отдельного саперного батальона - лейтенант Иван Сидоров, вместе с бойцами сумел подобраться непосредственно к стенам форта. Из трофейных мин и снарядов был сооружен мощный заряд, а расчет направления взрыва лейтенант произвел буквально на коленке. Не ошибся: взрыв образовал в пятиметровой стене пролом, через который внутрь сразу же ворвалась наша штурмовая группа.
Лейтенант Иван Сидоров был представлен к званию Героя Советского Союза. Его метод подготовки «точечного» подрыва был мгновенно «тиражирован».
Кенигсберг мог стать «германским Сталинградом», но не стал. Не было в 1945-м в мире силы, которую бы не смогла переломить сила закаленной в боях Красной армии.
8 апреля гитлеровцы были окружены. Маршал Александр Василевский предложил коменданту Кенигсберга - генералу Отто фон Ляшу капитулировать. Тот отказался. В ночь на 9 апреля немцы попытались пробить кольцо окружения и вырваться из города. Залпы «катюш» эту попытку пресекли.
При штурме кенигсбергского форта № 6 «Королева Луиза» отличился младший брат Зои Космодемьянской - Александр. Командир батареи самоходных артиллерийских установок провел свои тяжелые боевые машины через проломы в стенах крепости. Несколько выстрелов в упор, и немцы подняли белый флаг. Артиллеристы-самоходчики взяли в плен около 350 солдат и офицеров противника. Также в форте было захвачено девять исправных танков, около двух сотен автомобилей и склад с горючим.
За этот подвиг старший лейтенант Александр Космодемьянский был представлен к званию Героя Советского Союза. Присвоено оно было посмертно: 13 апреля самоходка ИСУ-152 с надписью на борту «За Зою!» сгорела в бою у города Фирбрюдеркруг. Александр Космодемьянский погиб, ему было 19 лет.
В 21:30 9 апреля советские парламентеры передали Отто фон Ляшу жесткий ультиматум советского командования о немедленной и безоговорочной капитуляции. Комендант Кенигсберга отдал приказ о прекращении огня.
Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин приказал отметить падение Кенигсберга салютом высшей категории. В Москве в ночь на 10 апреля 1945 года 324 орудия произвели 24 артиллерийских залпа.
Для ветеранов СВО из Тувы продолжают адаптировать жилье
По программе Государственного фонда «Защитники Отечества» завершилась адаптация жилья ветерана боевых действий Санды Монгуша из города Чадана.