Наталья Владимировна РОМАШКИНА, воспитатель Кызылского президентского кадетского училища
Наше поколение все дальше и дальше от страшных, исторических событий Второй мировой войны. Но благодаря праздничным датам, таким, как день Победы, школьной программе по истории Отечества, военно-патриотическим мероприятиям, проводимым силами общественных организаций, документам, сохранившимся в музеях, мы помним и знаем о том далеком, страшном прошлом, о наших дедах и прадедах, которые героически защищали Родину, об их жизни. О любви к Родине простых русских солдат, которые, не жалея своей жизни, умирали за свободу страны, за наше счастливое будущее. Парады, митинги, которые проводятся ежегодно у нас в стране, возложение цветов к обелискам, мемориалам и памятникам славы, это святая память всем погибшим солдатам в годы Второй мировой войны, также дань уважения тем, кто еще жив и может видеть нашу счастливую жизнь, за которую они сражались.
Десятки тысяч наших солдат все еще лежат на полях сражений, ждут захоронения. Поисковые отряды, которые занимаются поиском останков погибших солдат, каждый год находят новые захоронения и могилы неизвестных солдат. Иногда по медалям можно установить личность погибшего, но неизвестных тысячи. Многие из них покоятся в братских могилах. Они отдали свои жизни за нас. За нашу свободу. Низкий поклон им и вечная память.
Чтобы мы помнили, какой ценой завоёвано счастье, чтобы молодое поколение знало, что такое патриотизм, чтобы мы понимали, что без любви к Родине не будет России, и нас легко станет завоевать, расколоть, распродать, Государственной Думой Российской Федерации 24 октября 2014 года, был учрежден указ о создании новой памятной даты «День неизвестного солдата». День Неизвестного солдата - это возможность отдать дань памяти всем тем, кто погиб на войне ради мира и чьи имена не удалось установить.
Новизна заключается в том, что до появления этого памятного дня в календаре, дань памяти погибшим мы привычно отдавали в День Победы и дни великих событий прошлого – годовщины сражений, даты рождения и смерти выдающихся полководцев, профессиональные армейские праздники. Смешение радости празднования годовщин побед с горечью воспоминаний об их высокой цене отражено в словах известной песни о Дне Победы – это "праздник со слезами на глазах". Разумеется, День Неизвестного солдата никак не может быть праздником и, тем более, поводом для веселья.
При проведении данного классного часа используются ИКТ-технологии (презентация Power Point) и технологии проблемного обучения, что позволяет, как повысить эффективность деятельности кадет, так и сделать ее разнообразнее. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Использование такой формы как «Стратегия IDEAL», позволяет кадетам увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения.
Данное мероприятие может быть использовано воспитателями, классными руководителями в 9-11 классах.
Главной целью классного часа является формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным.
Все мероприятие ориентировано на развитие монологической речи обучающихся и решение проблемной ситуации.
На первом, мотивационно-ориентирующем, этапе для формирования мотивации и определения целей и задач обучающимися, в соответствии с ФГОС, предлагается по строчкам разобрать слова «Война приходит туда, где ее забывают. Там, где не помнят Победу - начинается смерть. Кто кроме нас может сохранить эту память? Никто не должен быть забыт, и ничто не должно быть забыто!».
Когда обучающиеся своими ответами сформулировали цель и определили задачи, можно перейти ко второму этапу, деятельностному. Данный этап состоит из нескольких частей.
Первая часть раскрывает особенности сохранения памяти о подвигах Героев, на конкретных примерах, а также о первых героях СССР в ВОВ, т.к. эта информация понадобится для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам, а также предлагается вспомнить памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Здесь классный руководитель демонстрирует фотографии монументов, скульптур и памятников, посвященных Великой Отечественной войне, а обучающиеся называют данные памятники, после чего классный руководитель на слайде выводит название и дополнительную информацию ("Родина-Мать" г.Санкт-Петербург, “Родина – Мать зовёт!” г. Волгоград, памятник советскому солдату-освободителю Алёше в болгарском городе Пловдиве, памятник советскому солдату в Берлине, в Трептов-парке).
Далее, для того, чтобы показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне классный руководитель акцентирует внимание на том, что исторически, в ходе войн, множество солдат гибло, и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Важной информацией является сообщение о первом памятнике неизвестному солдату, который появился в 1920 г. во Франции.
Так как воинские памятники – знак признательности тем, кто отвел от мира угрозу рабства, для всех особенным местом всеобщей памяти является Вечный огонь. В связи с чем проводится беседа о значимости данного символа.
В День Победы, 9 Мая, к нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев... Ведь в сражениях различных войн погибли десятки миллионов советских воинов. Многих из них в силу невозможности установления их личностей неопознанными хоронили в братских могилах.
Для формирования регионального компонента предлагается задать вопрос о наличии братской могилы в городе Кызыле, а затем углубить знания о памятнике Красным партизанам. Фоном используется песня В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов».
Третьей частью является формирование юридической грамотности обучающихся, которое заключается в знакомстве с Федеральным законом Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», в котором говорится о том, что «3 декабря - День Неизвестного Солдата». После чего углубление знаний об истории мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» в г. Москве поводится через просмотр видеоролика «Открытие могилы неизвестного солдата» и выступление обучающегося, которое формирует коммуникативные компетенции.
Обязательной составляющей является наличие физкультминутки.
Четвертая часть - просмотр видеоролика «Смена Почетного караула» и рассказ о традиции проведения этого ритуала в Кызылском президентском кадетском училище, что является одним из примеров содействия проявлению у молодежи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству.
Следующая часть классного часа формирует у обучающихся активную жизненную позицию, через выступление с информацией о находках, которые помогают установить личность военнослужащего и о вкладе поисковых отрядов в установлении имен «без вести пропавших» солдат и в поиске родственников. Именно героизм неизвестных солдат лежит в основе всех наших побед. Но пропасть без вести — не значит раствориться во тьме истории. Выяснить личность павшего советского солдата времен Великой Отечественной войны практически невозможно. Бессилие в идентификации огромного числа погибших можно объяснить только постоянным и непростительным равнодушием к этой проблеме, как в довоенный период, так и во все последующее время. Но есть люди, взявшие на себя миссию поиска останков погибших и незахороненных солдат и пытающихся найти их родственников – это поисковики. Сегодня есть те, кто не оставляет погибших в забытых могилах. Поисковики – этим давно известным словом называют тех, кто поднимает – именно так говорят поисковики – павших, потом отпевает, хоронит обязательно с прощальным залпом боевого оружия и ставит памятники.
Завершающей частью является использование такой формы как «Стратегия IDEAL», когда классный руководитель ставит проблемный вопрос о том, что черные копатели делают благородное дело, занимаясь своей деятельностью, а обучающиеся анализируют ее, оценивают и предлагают способы решения.
На третьем этапе - рефлексии – происходит формирование нравственных чувств через проведение минуты молчания и осознание кадетами деятельности
через просмотр видеоролика «3 декабря – День неизвестного солдата».
Завершает классный час классный руководитель словами о незыблемой памяти безымянных героев, которые положивших свои жизни на полях разных сражений.
Литература
- https://infourok.ru/klassniy-chas-neizvestnim-soldatam-posvyaschaetsya-523684.html
- http://vuhtym.edusite.ru/DswMedia/klassnyiychasposledamneizvestnyixgeroev.pdf
- https://moluch.ru/archive/44/5365/