Жердинская И.Н , учитель географии ГАНООРТ ГЛРТ
Свой вклад в развитие языковой культуры, а через нее и в общекультурный багаж школьника может внести не только учитель-словесник, но и преподаватель любого школьного предмета. Каждая учебная дисциплина содержит обилие языкового материала в форме терминологического аппарата, а также общеупотребительной лексики, владение которой способствует выработке научного мировоззрения.
Формы включения в контекст урока географии новых слов и закрепления уже известных разнообразны. Они учитывают общий уровень подготовленности учащихся, особенности восприятия детьми и подростками абстрактных понятий, сложных терминов иноязычного происхождения.
Назовем некоторые дидактические приемы объяснения новых слов, научных понятий:
- Разбор слова по составу;
- Объяснение с помощью учебника или словаря;
- Демонстрация иллюстративного материала;
- Включение нужного термина в текст географического диктанта;
- Использование элементов игры;
- Обращение к художественному слову.
Например, в теме «Рельеф», может быть проведена словарная работа предполагающая выбор точного по смыслу термина из представленного синонимического ряда: ландшафт, пейзаж, рельеф. В случае затруднения используется толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Выясняется, что ландшафт – общий вид местности, пейзаж, а рельеф – неровности земной поверхности. Точное понимание значения слова позволяет правильно использовать его в научном обороте.
Такие слова как землетрясение, оледенение, осыпи, оползни посредством разбора по составу обретают конкретный и понятный смысл. А термины дюны, морены могут быть объяснены с помощью демонстрации фотографий, кадров видеофильмов, компьютерной презентации.
Дидактический материал, показывающий разнообразие рельефа, можно найти в книге Кужугета Шойгу «Перо черного грифа», «Танну Тыва. Страна голубых рек». Цветные, художественно выполненные фотографии родных мест вызывают живой эмоциональный отклик учащихся, и учебный материал усваивается глубже, полнее. Элементы краеведения, выраженные как наглядным, так и вербальным способами, помогают «оживить» сложные географические термины.
Для закрепления и проверки знаний используются географические диктанты, в которых оценивается не только верная трактовка термина, но и учитывается правильное написание слов собственных имен (за грамотность присваивается дополнительный балл).
Накопление терминологического словаря при усвоении новой темы проводится и в игровой форме, позволяющей активизировать внимание, а значит и память. При закреплении темы «Климат» класс делится на команды с соответствующими названиям («циклон», «тайфун», «Ураган» и др.). каждой команде вручается по «ромашке» с 10-ю лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:
- Уровень солнечной радиации
- Географическая широта местности
- Выветривание
- Рельеф
- Состав горных пород
- Близость океанов
- Течения
- Высота местности над уровнем моря
- Эрозия
- Антропогенное воздействие.
Задача команды за 1 минуту собрать ромашку, на которой указаны только климатообразующие факторы. Дополнительные баллы можно получить, объяснив значение некоторых научных терминов, например, эрозия, антропогенная деятельность, выветривание, аномальные погодные явления, амплитуда температур.
В качестве опережающего индивидуального задания (ОИЗ) можно предложить составить краткий толковый словарь по заданной теме. Подобные виды заданий помогают не только более прочному усвоению изучаемого раздела, но и вырабатывают вкус к точному слову и суждению.
Активный интерес учащихся вызывает интегративный подход к изучению тем, в которых в качестве индивидуальных или групповых заданий предлагается подобрать художественные описания географических объектов, стихи. В рамках внеклассной работы можно составить целые литературно-географические композиции.
Выше говорилось об использовании элементов краеведения в учебном процессе. В практике школы при изучении темы «Реки» наряду с сугубо научными знаниями используются и художественные тексты. Например, подготовленные чтецы прочитают наизусть фрагменты стихов разных авторов о Енисее.
Вы бывали когда-нибудь на Енисее?
Если не были – я не завидую вам!
Много рек я видал, но тоски не рассеял
По его белопенным, студеным волнам.
Начиная стремительный бег исполинский,
Он упрямо несет караваны судов,
Синий в Тодже,
зеленый у скал бирюсинских,
светло-серый у самых арктических льдов.
(К. Лисовский)
Ты прохладными ветрами с дальних предгорий
Тихо веешь, моя голубая река,
С непокорными, грозными скалами споря,
пробиваешься к северу издалека.
Сквозь Саяны спешишь ты к Сибири могучей,
От Саянских вершин до полярного льда,
Где спускаясь к реке, где взбираясь на кручи, -
От истоков до устья растут города.
(М. Скуратов)
Обращение к поэтическим текстам, подкрепленное видеоматериалами, рождает зрительный образ реки, вызывает эстетически облагораживающие эмоции, углубляет патриотические чувства школьников.
Ценным источником научного материала для знакомства с водными объектами Тувы является книга Б.К. Ондар «Краткий словарь гидронимов Тувы» (Кызыл, 1995), в котором содержатся тувинские гидронимы и их переводы на русский язык, красочные и выразительные: «Маннайлыг – река в Танды; «маннай» - «радость», «счастье», то есть река, приносящая радость (избавление от болезней). Названа по минеральным целебным источникам.
Много других художественных описаний водоемов, поэтических и прозаических, встречается в литературных произведениях, принадлежащих перу русских и тувинских писателей. Их систематическое использование, в объединении с научной информацией, способствует гармонизации мира в сознании школьника.
Таким образом, поскольку вербальная информация составляет основу каждого учебного предмета, то внимательное отношение к слову должно быть обязательным требованием к содержанию учебного урока предметов естественно-научного цикла и непременным условием успешности обучения.