Этой профессии не учат, её можно постичь лишь в недрах театра. Десятки баночек-скляночек-бутылочек, тряпочек, коробочек, цветочков, зонтиков, тросточек - голова идет кругом! И всё это – целый мир театрального реквизита, фантазийная страна мечты барахольщика. Но у каждой страны должна быть своя управительница, своя Королева. В национальном театре это её Величество - главный реквизитор Раиса Тюлюш. Только в голове Раисы Санаажиковны уместились тысячи, а может и десятки тысяч важных и нужных деталей. И каждая бусинка, каждая кружевная скатерка на своем месте. Хранительница театрального «добра» точно знает, где что лежит, в каком спектакле «играет» и к какому моменту должно быть на сцене.

Раиса Санаажиковна служит в театре уже 41 год, с далекого 1977 года. Начинала кассиром, театр тогда еще в старом здании находился (сейчас там Тувгосфилармония). В том же году тувинский храм Мельпомены обрел свое нынешнее месторасположение. Через год она перешла под крыло Лидии Петровны Поповой – заведующей реквизиторским цехом театра. В тот год театр пополнился выпускниками Московского театрального училища им. Б.В.Щукина. С приходом «щукинцев» репертуар театра пополнился и новыми постановками: «Маугли» по Р.Киплингу, «730 дней и ночей», «Бодарал» Ч. Ондара и многими другими. Новые спектакли - новый реквизит.
Реквизиторский цех, которым с 1991 года заведует Раиса Санаажиковна, находится недалеко от сцены и похож на иллюстрацию комнаты гоголевского Плюшкина. Здесь в шкафах от пола и до потолка хранятся всевозможные детали быта, которые необходимы актерам во время действа: телефоны, авторучка, сумки, подушки, трости, шляпы, очки, еда из папье-маше, куклы, шаманские бубны… И это еще не все, в театре есть еще пара-тройка комнат, которые под завязку набиты реквизитом. Некоторые вещи хранятся десятилетиями и все равно оказываются нужны. Девиз Раисы Санаажиковны: «Ничего не выбрасывать, все может когда-то пригодиться».

Любимый спектакль Раисы Санаажиковны - «Хайыраан бот». Весь быт и уклад тувинской жизни знаком ей с пеленок. Поэтому оформление убранства тувинской юрты, где происходят события драмы, на ее плечах. Ей ли, выросшей на чабанской стоянке близ села Чаа-Суур Овюрского района, не знать, что и где расположено в жилище кочевников? Эта красивая, с задорным блеском в глазах женщина участвовала в реквизиторском оформлении более 250 спектаклей, во многих из которых играли такие легенды тувинского театра, как Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Хургулек Конгар, Николай Олзей-оол, Борис Бады-Сагаан, Екатерина Кенденбиль и многие другие. А для них она была просто Раей, Раечкой, Райкоо.
Ей и самой однажды удалось сыграть в спектакле. В 1987 году на гастролях в Овюрском районе нужно было срочно подменить заболевшую актрису. После долгих уговоров Раиса Санаажиковна вышла на сцену и с успехом исполнила роль Хорлуу - жены шамана Хам-оола в спектакле «Хайыраан бот», даже текст не пришлось подсказывать, его реквизитор знала наизусть.«Ханныг истер», «Культегин», «Дуруяалар» - спектакли интересные по реквизитам, многие из которых тяжелые по весу, шутка ли, настоящие автоматы, пистолеты, сабли. И за каждый реквизит она болеет душой, не дай бог, что-то испортится, сломается, разобьется. Каждый реквизит дорог, с каждым связаны воспоминания: вот над этой тростью трудились ночами, а вот эта бутылочка из тех еще советских времен, сейчас такие не делают. А теперь представьте себе ситуацию - театр едет на гастроли. Искусство упаковывать реквизит – особенное умение. Грамотно погрузить его в машину, чтобы доехал целым – тоже надо уметь. С труппой театра Раиса Санаажиковна объехала десятки российских городов, побывала и в Турции: «Упаковка вещей занимает много времени, нужно все собрать, уложить и проверить на несколько раз».


Юлия Сат корреспондент ИА «ТуваМедиаГупп» Фото из личного архива