Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Кызыл
23 апреля, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тамир Монгуш рассказал, как вычислить мошенников

30 августа 2021
58

Предодобренный кредит, положенная компенсация, «выгодное» инвестирование, перевод денег на якобы безопасный счет или неожиданный выигрыш в Инстаграме — каждый раз мошенники придумывают новые схемы обмана. Но их главная цель остается неизменной — выманить секретные данные банковской карты.

Жители Тувы продолжают попадаться на уловки телефонных мошенников. По данным регионального МВД, в течение первого полугодия в полиции зарегистрировали почти 500 заявлений, ущерб составил 25 млн рублей. Цифры колоссальные для небольшого региона.

Как распознать телефонного злоумышленника, информационному агентству «Тувамедиагрупп» рассказал заместитель управляющего Отделением Банка России — Национальным банком по Республике Тыва Тамир Монгуш.

— Тамир Викторович, телефонные мошенники не стоят на месте — каждый раз удивляют своей хитростью и изобретательностью.​ Но за счет чего им удается обманывать людей?

 Все просто — за счет психологии. Мошенники играют на человеческих слабостях, страхе потери или на жажде легких денег. Например, искусственно создают во время разговора стрессовую ситуацию, заставляют принять решение мгновенно — здесь и сейчас, угрожая потерей денег. Либо заманивают бесплатным подарком, выигрышем, чтобы получить данные вашей карты.  Это методы социальной инженерии. Поэтому надо всегда помнить, что нельзя сообщать посторонним людям данные своей банковской карты, пароли из СМС. Разглашение такой информации приводит к хищению денег. Для любых переводов достаточно назвать номер карты или номер телефона. При этом другие данные для переводов не нужны, и интерес к ним должен насторожить человека.

— Когда звонят телефонные аферисты, они вежливо обращаются по имени и отчеству. Откуда мошенники берут информацию о человеке?

 Источники могут быть разные. В первую очередь, кибермошенники узнают данные из социальных сетей. Зачастую люди сами выкладывают всю информацию о себе на своих личных страницах в соцсетях. В принципе этого достаточно, чтобы выйти на контакт. Конечно, бывают утечки данных из разных организаций по вине недобросовестных сотрудников. Мы живем в информационном обществе,  сами часто становимся источником информации о себе.

— Но нельзя же каждый звонок из банка расценивать как от мошенников. Настоящие сотрудники банков ведь тоже звонят клиентам?

 Конечно, настоящие сотрудники банков связываются со своими клиентами по телефону. Информируют, предлагают свои услуги и продукты. Более того, сотрудник настоящего банка и авторобот могут позвонить для получения подтверждения в случае подозрительной операции. Например, нетипичный для человека перевод денег — ночью одновременно нескольким людям, причем в другие регионы. Но во всех случаях настоящий банк никогда не спросит у клиента конфиденциальные данные банковской карты и не попросит установить сомнительные программы, приложения. Это принципиальное отличие от мошенников.

— Как тогда распознать мошенника?

  Достаточно знать основные признаки мошенников. Во-первых, эффект неожиданности, незнакомец неожиданно сам связался с вами. Неважно, каким образом — по телефону, электронной почте, СМС или ссылкой в мессенджере. Значит, ему от вас что-то нужно. Во-вторых, разговор о деньгах, с вами говорят о ваших деньгах и их безопасности или о потенциальных деньгах, которые вам причитаются. Далее в ходе разговора под любым предлогом вас просят сообщить данные карты: срок действия, трехзначный код на обратной стороне, логины и пароли к приложению банка или личному кабинету на сайте, код из СМС. И третий основной признак – это сильные эмоции, именно они заставляют людей торопиться и следовать всем инструкциям мошенников.

В таких случаях советую сразу прекратить общение. Никогда не принимайте поспешных решений, если они касаются ваших денег. Если вам звонят из банка с тревожными новостями, положите трубку и наберите сами номер банка, который есть на оборотной стороне карты, на официальном сайте кредитной организации или в договоре.

— Что делать, если человек уже попался на уловки мошенников?

Не тяните, сразу же позвоните на горячую линию вашего банка и заблокируйте карту. Это поможет снизить потери. Затем в течение суток обратитесь в отделение банка и напишите заявление о несогласии с операцией. Если вы не нарушили условия договора, не раскрыли конфиденциальные данные, банк проведет проверку и вернет вам деньги. Однако, если вы сами каким-то образом сообщили злоумышленникам данные своей банковской карты, подтверждающие коды и другую информацию, то у банка не будет причин возвращать деньги. В любом случае после хищений вам нужно также обратиться с заявлением в полицию.

— Где можно узнать, какие уловки чаще всего используют мошенники?

Главный источник — это новости. И мы, и наши коллеги из МВД, прокуратуры постоянно рассказывают о таких схемах. Для тех, кто пользуется Интернетом, рекомендую заглянуть на сайт «Финансовая культура». Там можно рассказать, как о своей истории общения с телефонными мошенниками, так и посмотреть истории других на интерактивной карте. На ней своего рода каталог случаев мошенничества из разных регионов страны. Историй из Тувы пока на карте нет. Вы можете стать первыми и поделиться своим опытом. Также на сайте можно проверить себя в игре «Не наступи на грабли!»  В итоге вы узнаете, насколько готовы противостоять аферистам.

ИА ТМГ

Фото из открытых источников

Аналитика и мнения