Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тувинский фолк или академическая классика?  Тувгосфилармонии 50 лет

6 декабря 2019
116
Тувинская национальная музыка в нашей республике в расцвете. Спустя годы, она доказала и профпригодность и актуальность здесь и сейчас. Горловое пение признали на мировом уровне, этно-фолк музыканты поехали на гастроли. Однако вместе с этим мир принимает, и кое-что ещё – необъятный мир классики, непревзойденные произведения гениев академической музыки. А Тува словно разделена на два лагеря, одна часть которой повернула голову сторону национальных мотивов, другая к поп-музыке. В республике Тыва филармония работает с 1969 года уже 50 лет. Полвека здесь звучат скрипки и виолончели. Так найдется ли теперь в стране голубых рек и гор место классике? Информагентство TMG предлагает к прочтению статью Альберта Хомушку о том, как всё начиналось и чем закончилось. Сейчас 6 декабря в Тувгосфиармонии имени В. Халилова состоится концерт мировой и тувинской классики, приуроченный 50-летнему юбилею филармонии. Это решение руководству филармонии далось нелегко. Потому что в симфоническом оркестре имени В. Тока очень малочисленная струнная группа, коллектив находится на стадии становления. Поэтому руководство филармоний, не понаслышке знакомые с этой проблемой, вызвались по-товарищески помочь оркестру. С Хакасской республиканской филармонии приедут 6 струнников и один валторнист. Первую скрипку исполнит Пётр Лундстрем из Москвы, который является одним из лучших скрипачей мира. Председатель сибирского отделения СКОР, генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный откомандировал дирижера, «реаниматора» оркестров Михаила Мосенкова.  В российских филармониях знают, что такое поставить на ноги оркестр, оснастить приличными инструментами. Главное – не опускать руки, такой совет получил директор Тувинской Государственной филармонии Игорь Дулуш. Чтобы страна или республика не оказалась на обочине мировой культуры, должна развивается не только традиционная культура, но и мировая классическая культура. Народ, особенно молодежь, приобщенная с младых ногтей к классической музыке, не затеряется даже на чужбине, легче сможет воспринимать чужую культуру, потому что знает общечеловеческую культуру. По сути, времена «степных консерваторий» давно прошли. Наступила эра профессионализма, наступила пора шагнуть в широкий мир большого искусства. Для чего нам академическая музыка? Казалось бы, ответ прост. Но экономисты не учитывают эффект классической музыки. Он невидим, неосязаем, и не дает моментального результата. Но есть понятие внутреннего наполнения человека. Он тоже невидим, никто не знает где находится этот сосуд в человеке. Классическая музыка помогает самоидентификации человека, который познает истоки мировой музыки. В конце концов он сможет распознавать свои исконные напевы среди разнообразной музыки. Это верное направление - выйти в единое культурное поле страны и мира, не теряя себя. После юбилейного концерта дирижеры Саян Салчак и Начын Донгак поедут в Красноярск на мастер-классы российско-американского дирижера Владимира Ланде. Он главный дирижер и художественный руководитель Красноярского академического симфонического оркестра, художественный руководитель и дирижер оркестра «Солисты Вашингтона», приглашенный дирижер Оркестра Национальной галереи искусства в Вашингтоне, главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра COSMIC, музыкальный руководитель и дирижер Фестиваля современной музыки в Вашингтоне. С 2008 по 2017 год был главным приглашенным дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. В 2011 году совершил с оркестром масштабный тур по США, Бразилии, Аргентине, Мексике, Эквадору, Коста-Рике, Перу, Чили и Уругваю. В 2014-м гастролировал с коллективом в Южной Корее, на следующий год – в США. К 50-летнему юбилею в оркестр тувинской филармонии влились 11 скрипачей, виолончелистов из числа студентов колледжа искусств и учеников республиканской школы искусств. Вот из таких маленьких шагов начинается большое дело. Других музыкантов у нас попросту нет. Возьмем к примеру оркестр ближайших соседей хакасов. Симфонический оркестр Хакасской республиканской филармонии имени В. Г. Чаптыкова был создан в 2000 (!) году. В его состав вошли лучшие профессиональные музыканты Республики Хакасия. Оркестр универсален: в его репертуаре оперная и симфоническая классика, джаз и эстрада, произведения хакасских композиторов. На счету оркестра работа со всемирно известными музыкантами и вокалистами: британской скрипачкой, композитором и певицей Ванессой Мэй, пианистами Даниилом Крамером и Александром Вершининым и другими. Симфонический оркестр филармонии много гастролирует как по Хакасии, так и за ее пределами. В 2011 году музыканты оркестра были приглашены в Канны, где состоялся Фестиваль российского искусства. Уникальная программа оркестра, в которой в единое целое соединились симфоническая музыка и национальные хакасские мелодии, вызвала большой интерес у европейской публики. А между тем, несмотря на свою звездность, Хакасский оркестр продолжает объезжать дальние улусы республики с классическим репертуаром. Результаты со временем проявились снижением алкоголизации и падением преступности в разы. На концерты мировых оперных и других звезд, устраиваемых на площадях Абакана, свозили зрителей из глубинки на бесплатных автобусах. К слову, струнники играют на итальянских скрипках, сделанных в лучших традициях знаменитого скрипичного мастера Страдивари. С этим оркестром с большим удовольствием сотрудничают дирижеры с мировым именем. К их числу относился и Валерий Халилов, чье имя носит Тувгосфилармония. Вот из такого оркестра к нам на подмогу приедут 6 струнников и один валторнист. Каких-то 15 лет назад Якутский симфонический находился в таком же плачевном состоянии, как и у нас. С приходом Президента Республики Саха-Якутия Егора Борисова в начале 2000-х, ситуация резко поменялась. Он также обратился за помощью к музыкальному сообществу страны. Отовсюду приезжали сильнейшие музыканты и дирижеры, ездили по стойбищам в тундре и выбирали талантливых детей. В результате якутские музыканты работают первыми голосами в оркестрах Москвы, Питера, их с охотой приглашают на работу в Прагу, Вену, Берлин и т.д. Вот что такое государственный подход мы рассмотрели всего на двух примерах. По такому пути, кто раньше, кто позже работают во многих регионах. Рано или поздно положительные результаты скажутся и там. Эти примеры приведены потому что во времена «благословенного» застоя не догадались выучить загодя своих не то что энергетиков, горняков, но и скрипачей, виолончелистов. С началом распада СССР, рухнули не только предприятия, но и симфонический оркестр. Вместе с этим ушли, пропали и штаты (рабочие места, соцпакет и др.). С тех времен руководству республики было не до культуры, народ бы накормить. Хотя движение в этом направлении сейчас заметно. Экономическая сторона жизни понемногу выправляется по сравнению с 90-ми годами. Хотя вопрос приобретения инструментов или аппаратуры по-прежнему стоит остро. Развитие наших национальных оркестров берет свое начало с Тувгосфилармонии. Когда образовался ансамбль «Саяны», оркестр нацинструментов насчитывал несколько игилов и монгольских инструментов. Специалисты понимали, что это не совсем тувинский национальный колорит и обозвали его мелодией Саяно-Алтайского региона, где преобладали монголизмы, китаизмы, русизмы (долго использовали в оркестре баян). Для усиления оркестрового сопровождения прикомандировывали А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, М. Мунзука. Неоценимый вклад в развитие нацоркестра внес руководитель оркестра нацинструментов Кызылского училища искусств Иван Минин, который разрешил своим старшекурсникам играть в оркестре «Саян». Кроме того, он искал пути приспособить к нему тувинские инструменты, часто советовался по этому поводу с мастером по изготовлению тувинских инструментов Константином Тамдыном. Ну а по становлению и расцвету тувинских национальных оркестров, что Государственный национальный оркестр дает концерты в «Карнеги-холле» и других обетованных для музыкантов местах, велика и неоценима заслуга ученицы И. Минина Татьяны Балдан. Начинала она с экспериментальной лаборатории на базе ансамбля песни и пляски ГПТУ-4 (городское профтехучилище). Там много экспериментировали над тувинскими музыкальными инструментами, добивались истинно «тувинского» звучания. Поэтому всему свое время. Теперь пришла пора возвращать долги, пора поднимать академическую музыку. Тут даже будет полегче чем с национальным оркестром, инструменты и ноты каноничны. Остается только учиться играть музыку, работать. Построй концертный зал каких-то 5 лет назад, там классическую музыку было бы некому играть. Теперь мы только учимся плодотворно работать совместно с министерством культуры, колледжем, республиканской школой и Правительством РТ. Первые 11 струнников тому подтверждение. Классическая музыка, музыкальное сообщество разомкнет культурную изоляцию республики, несмотря на его отдаленность, труднодоступность. Одной филармонией из изоляции не выйдем. Тут нужна образовательная система, охватывающая с детского сада, музшколы для школьников и так далее. В этой системе должна быть задействована вся вертикаль региональной и федеральной властей. Притягательность золота скифов, уникальность культуры возрастает с каждым днем. Даже «Сан-Ра Аркестр», выступающий только в мировых столицах, приезжали к нам на фестиваль «Утсуу-Хурээ» несколько раз, несмотря на бытовые неудобства. Российский бомонд исходит белой завистью к Путину, Медведеву, которые то и дело приезжают в Туву вместе с Сергеем Шойгу. Среди богемы бытует мнение, что Тува – земля силы, земля, дающая силу, усиливающая мужское начало. Знаменитые исполнители, узнав, что у филармонии нет приличного зала, рояля, все равно не оставляют желания приехать к нам по примеру мировой звезды джаза Игоря Бутмана, посильно помогающего нашим музыкантам и хоккеистам. Первую скрипку на юбилейном концерте исполнит Пётр Лундстрем из знаменитой музыкальной семьи Лундстремов (джазовый оркестр Олега Лундстрема приезжал в Кызыл с концертами в 1970-80 годах). Несмотря на свою молодость (26 лет) П. Лундстрем является скрипачом мирового класса. В 9-летнем возрасте стал обладателем первой премии престижного международного конкурса, является победителем и лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей. По линии СКОР из Красноярска едет дирижер Михаил Мосенков. Он является «реаниматором» оркестров. Обладатель многочисленных музыкальных премий. С 2014 по 2018 года работал дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский) и Молодёжного симфонического оркестра Республики Татарстан. С Молодежным оркестром Татарстана выступал в признанных столицах симфонической музыки: Праге, Флоренции, Берлине, Париже. С 2019 года является дирижёром Красноярского академического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Ланде). Вот такой большой музыкальный механизм страны раскрутился в помощь Тувгосфилармонии имени В. Халилова. Участники СКОРа, а это более 90 организаций, знают о юбилее Тувгосфилармонии, желают ему успехов в деле возрождения симфонического оркестра имени В. Тока и будут помогать в этом в меру своих возможностей. Альберт Хомушку информагентство «ТуваМедиаГрупп» Фото Тувгосфилармонии

Аналитика и мнения