Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Услышав увидеть. Кто такие тифлокомментаторы?

6 ноября 2020
78

Могут ли незрячие и слабовидящие люди посещать театр, кино или музеи? Мы с уверенностью ответим, да! Полноценно погружаться в мир искусства им помогают тифлокомментаторы. В Туве в этом году также появился свой, пока еще единственный, тифлокомментатор, сообщает ИА «ТуваМедиаГрупп».

Новый неизвестный нам термин тифлокомментирование — это услуга для незрячих людей и людей с нарушениями зрения. Лаконичное, но при этом подробное описание предметов, действий и явлений, непонятные слепому без специальных словесных пояснений — всё то, что происходит на киноэкране или театральной сцене объясняет именно оно. В 2017 году был принят закон, согласно которому все фильмы, которые выходят при поддержке государства — должны сопровождаться тифлокомментированием.

Вот и в республике Тува появился первый и пока единственный на весь регион тифлокомментатор Виктория Монгуш. Сегодня она работает заведующей литературно-драматической частью Тувинского государственного театра кукол. О том, как и где она училась этому мастерству она подробно рассказала корреспонденту ТМГ.

«Я люблю читать различные театральные журналы и два года назад в одном печатном издании заметила интервью Ирины Безруковой. Известная актриса работает в Московском Губернском театре тифлокомментатором. Ее коллеги отозвались о ней, как о специалисте своего дела. Я с восхищением подумала - как же здорово помогать людям! Интересно, когда же такие профессионалы появятся в нашей республике?

Подразделение Всероссийского общества слепых весной организовали конкурс в Республике Тува. По гранту президента в институте «Реакомп» предоставили только одно место. Руководитель Тувинской республиканской специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Аида Дагба сразу предложила двум нашим театрам выдвинуть по одной кандидатуре, чтобы пройти профотбор. Далее институт дистанционно провел тесты, собеседовал нас через скайп с психологом. Я даже не думала, что так сложно будет сдавать этот тест, я словно экзамен проходила, и даже в какой-то момент подумала, что скорее всего не прошла. Но, спустя время мне позвонили и пригласили на обучение в Москву, оплата билетов, проживание и обучение - всё за счёт института. Всего приехали обучатся люди с 11 регионов России и трое были из Москвы. Обучение длилось три с половиной недели, преподавали сами руководители и основатели. В том числе и Сергей Ваньшин он автор российской концепции тифлокомментирования, сам тотально незрячий. Совместно с супругой они организовали этот институт, именно благодаря им появились первые тифлокомментаторы в России. За рубежом для незрячих давно существует такое понятие как аудиодискрипция, но тифлокомметирование более шире, его можно использовать и в музее, и в спектаклях, и на спортивных мероприятиях.

Тифлокомментатор помогает увидеть спектакль таким, какой он есть, они работают с кинопрокатчиками, театрами и музеями. Максимально приближают незрячих людей к отдельному шедевру. Специалист сидит в звукоизоляционном месте, но слышит и видит всё, что происходит на сцене, а зрители должны хорошо слышать в наушник. Нельзя затмевать собой игру артистов, накладываться на реплики артистов, и на песни, быть в своей подаче нейтральна, с внятной дикцией.

Наушники необходимо включить после второго звонка, за это время перед началом показа я могу рассказать, что находится на сцене, какие декорации, описать костюмы, перечислить героев рассказать вкратце, о чем спектакль. Не так давно наш театр кукол приобрел аппарат для синхронного перевода, он новый и более практичный подходит и для тифлокомментариев.
Подготовка к каждому спектаклю занимает около 3-х недель, необходимо всецело понять, о чем этот спектакль, его смысл, на основе сценария написать текст, а также описать, что находится на сцене какие декорации, какие реквизиты, какие куклы. Конечно, в первую очередь я начну с нашего кукольного театра, на какие-то постановки для маленьких незрячих детей, это будет пока чуть легче для меня. У нас уже был опыт работы с незрячими и слабовидящими детьми, мы показывали им инклюзивный спектакль, дети приходили и трогали куклы, это было очень необычно, им так понравилось!

Также я буду работать и с музеями, если они заходят провести выставку и организовать ее для незрячих, мне надо будет связаться с ними, пообщаться с экскурсоводами, узнать какие представлены экспонаты, о чём эта выставка и заранее написать текст.

В рамках учебы мы посетили «Вишневый сад» это спектакль с тифлокомментарием от режиссера-постановщика Сергея Безрукова, который проходит как раз в Московском Губернском театре. Впечатления были незабываемые как для нас, так и для зрителей, они выходили и говорили, что они именно увидели спектакль. Это дорогого стоит. А самыми сложными были занятия по горячему тифлокомментированию, это когда ставят фильм и нужно комментировать его на ходу, найти подходящие слова, иметь большой словарный запас, чтобы объяснить незрячему человеку что происходит, такое комментирование проводится во время кинофестивалей и театральных фестивалей, там тоже часто присутствуют незрячие и слабовидящие. Мне было сложно описывать военную технику, нужно будет её всю выучить и начать в ней разбираться ведь у нас очень много фильмов на военную тематику».

Очевидно, что для людей с инвалидностью по зрению в нашей республике, да и в стране в целом невозможно без развития тифлокомментирования. Это важное направление, которое должно появиться везде, чтобы незрячие люди могли смотреть всё наравне с нами».

Аяна Бапа ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru
Фото автора

Аналитика и мнения