Ирина Николаевна ЖЕРДИНСКАЯ, учитель географии Государственного лицея РТ
Название статьи – первая строка в своеобразном трактате Н.В. Гоголя «Мысли о географии» (для детского возраста). Предмету географии он собирался посвятить трехтомный труд. Размышляя вместе со знаменитым художником слова, пройдемся по статье и попробуем извлечь некоторые уроки для сегодняшней практической деятельности.
Каждый учебный предмет по-своему «велик» и поразителен. Но именно в географии великий писатель увидел богатейшие возможности «быстрее возвысить поэзию младенческой души» [2:275]. Симптоматично, что Гоголь видит насущную необходимость давать полнокровное представление о мире именно молодому поколению, поскольку дети – это «возраст, более других нуждающийся в ясности и определенности… его более всего интересуют отдаленные земли: как там? Что там такое? Эти вопросы стремятся у него толпою, и все они относятся прямо к физической географии, и потому мир в его физическом состоянии – величественный, грозный, пленительный – должен более и обширнее занять его» [2:276].
Страстно защищая особую важность в формировании молодого человека именно этой науки, писатель прозорливо отметил и особенности восприятия детской аудиторией сложных научных проблем: он предостерегал от опасности «умерщвлять воображение», настаивал, что ученик «должен один узнать только великий очерк, который бы пробудил всю внимательность его, который бы показал всю обширность и колоссальность географического мира» [2:277].
В несомненную заслугу Гоголю можно поставить то, что процесс изучения географии он видел живым, а не казенно-догматическим, когда разнообразный мир превращается, по Гоголю, «в какой-то безжизненный, сухой скелет», когда им холодно сообщается: «вот земля, на которой мы живем», и перечисляются характеристики этой земли в категориях научной терминологии.
Для учителя географии мысли, высказанные гением философского и художественного образа мышления, становятся своеобразной методологической концепцией, определяющей цели и задачи обучения географии, а также их методического воплощения в системе естественно-научного образования.
Важно отметить еще одну (из множества других полезных) мысль Гоголя, который из глубины времени наставляя нас на правильный путь обучения юных, советует: «Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный; все поразительные местоположения, великие явления природы должны быть окинуты яркими красками…. Слог его должен более подходить к слогу путешественника», ибо «строгая аналитическая систематика не может удерживаться в голове отрока, если она распространена в мелочах. Его система – интерес» [2:286]. Следуя за мыслями великого провидца, полагаем, что необходимо практически каждый урок географии сделать интересным. Для этого современные инновационные технологии открывают много разнообразных дидактических возможностей. Важно, чтобы они были органичными для учебной дисциплины и избежали увлечения формой в ущерб содержанию.
Остановимся на приемах, обеспечивающих интерес учащихся к уроку географии. Практически любой урок географии может быть обогащен дополнительными материалами, которые при умелом методическом подходе могут научную информацию «оживить» эмоциональным восприятием учащихся, сделать материал не только информативным, но и эстетически привлекательным, запоминающимся.
Одной из продуктивных форм работы является использование ярких описаний географических объектов, впечатляющих пейзажей из научно-популярной литературы, легенд, дневниковых записей известных путешественников и т.п.
Еще одну идею можно позаимствовать у Гоголя: «Произведения искусства вообще являются отрывисто…». Плодотворно включение, хоть и «отрывистое», фрагментарное в урок по изучению географических объектов, ландшафтов, пейзажных описаний из произведений писателей любого периода, в том числе современных (В. Распутин,
В. Астафьев, Ч. Айтматов, К-Э. Кужажи и др.). Приведем некоторые извлечения из книги Г. Федосеева, характеризующие природные объекты Сибири – горы, болота, гольцы и др.
Горы: «У далекого горизонта показались меловые ступеньки гор. Это Становой. Видны причудливые горбы угрюмых вершин, скучившиеся под хрустальным куполом синего неба. Точно гигантские головы в снежных папахах, громоздятся они над глубокими ущельями, из которых с громадной высоты стекают с гулом потоки» [7:15].
«Хребет Становой – это гигантские взмахи отрогов и поднебесные вершины, зияющие чернотою, пропасти и древние руины скал, первозданный хаос и первобытная дикость. Я хмелею от ветерка, и мне чудится еле уловимый аромат горных лютиков, резкий запах рододендронов из холодных ущелий и приятная сладость влажного ягеля» [7:120].
Болото: «Под ногами зеленый ковер вековых мхов. С гольцов сбегают шумливые ручейки. Кругом только мхи да разноцветные лишайники – желтые, зеленые, красные, серебристые. Здесь нет и клочка земли, лишенного растительности, даже камни обрастают мхом»; «по пути открываются голубые чаши озер, ровные, спокойные, на зеркальной глади воды – чудесные кувшинки, раскрывающие навстречу теплу свои бледно-желтые восковые лепестки. Эти цветы кажутся неизвестно как сюда попавшими пришельцами из сказочного мира.
Передо мной гладкое поле, прикрытое темно-зелеными мхами. Ни деревца, ни кочки. На нем никаких следов. Звери, видимо, обходят его стороной. Легко и мягко ступаю по влажному мху, как по пружинному матрасу, и вдруг спохватываюсь – да это же зыбун! Бросаюсь назад, но зыбкий моховой покров неожиданно рвется под ногами. Меня начинает засасывать тяжелая глинистая жижа. Делаю рывок – еще глубже вязну, погружаясь в холодную липкую пучину.
Падаю грудью на мох. Без резких движений высвобождаю ноги из сапог. Потом кое-как достаю сапоги из зыбуна. На четвереньках добираюсь до края темно-зеленых предательских мхов.
Не могу простить себе оплошность! Какую хитрую западню устроила природа для ратозеев!» [7:135].
Данный отрывок помимо содержательной характеристики болот осуществляет намерение учителя выполнить еще одну целевую установку урока – решить вопросы социализации, т.е. перевести разговор в прагматическую плоскость: как вести себя в незнакомых местах.
Многолетняя мерзлота: «Никакие ветры не могут вырвать корни растений их тесных щелей, и стужи бессильны умертвить их. Природа совершает тут какие-то процессы творчества; возможно, производит отбор более стойких видов, чтобы с их помощью озеленить мрачные курумы. Пока что здесь нет роскоши, все бедно, рождается уродливым: цветы крошечные, без запаха, деревья чахлые. И все же есть то, что приводит человека в восторг, - это удивительная стойкость растений в борьбе за право существовать. Удивляют настоящие чудеса и могущество северной природы. Хилые растения, вскормленные вечной мерзлотой, крошечные ивки, почвой которым служат россыпи да скалы, лютики, фиалки, расцветшие на снегу, вызывают во мне не чувство жалости, а восхищения» [7:162].
Истоки горных рек: «Дно цирка прорезает только что увидевший свет ручеек. Выбегая из-под вечного снежника, он скачет по камням, как мальчишка, догоняющий свою ватагу. Буйствует на крутизне, обдавая береговую зелень белой пеной. Ниже в него вливаются струйки боковых истоков, клокочущие и холодные, родившиеся в пластах скал. Так начинаются все реки, берущие начало в горах» [7:183].
В преподавании курса «География Республики Тыва» следует широко включать в учебный процесс материалы краеведческого характера – документы, фрагменты научных трудов, стихи. Одна только тема «Реки Тувы» предполагает использование многих материалов, из которых учитель выберет наиболее отвечающие задачам урока.
Можно сформулировать своеобразные географические загадки: определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь:
«Художник Василий Суриков, родившийся на ее берегах, предпочитал ее красоту «Альпам швейцарским и итальянским…». А. Чехов был поражен величием реки: «Я не видел реки великолепнее… Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость».
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан
И режешь горы и долины
Водой алмазною своей…
И. Кокорев
Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири». Эвенки, коренные жители на берегах реки, называли ее с давних пор «Большая вода» - Ионесси. По-русски называется более просто, но все равно красиво (Енисей) [6:68-69].
Нашим школьникам необходимо знать о таком аспекте национальной культуры как наскальные рисунки в отрогах Енисея. Подготовленные ученики по источникам, рекомендуемым учителем, делают короткие сообщения и читают фрагменты стихотворений по теме урока.
«В Саянском каньоне Верхнего Енисея на каменных поверхностях выбиты рисунки животных и загадочные знаки. Около реки Биделиг их впервые обнаружил более ста лет назад сибирский археолог А.В. Андриянов.
Наскальные изображения или петроглифы, создавались по оценкам ученых в разные исторические периоды от бронзы вплоть до современности. Часто рисунки обнаруживали на отвесных скалах. Первых исследователей енисейских писаниц интересовал вопрос: каким образом могли быть нанесены рисунки на отвесные, недоступные без специальных приспособлений скальные поверхности. Наиболее распространенным сюжетом было изображение оленей. Образ оленя-марала был центральной фигурой скифско-сибирского звериного стиля.» [3:14].
Вместе с ребятами попробуем поразмышлять, зная законы движения земной коры, как такое могло произойти? Заканчивается этот небольшой экскурс в «каменное искусство великой реки стихами Владимира Серен-оола:
Однажды отыскал мой взор
На древних скалах письмена –
Рисунки, чьи-то имена.
Мой пращур, живший среди скал,
Огонь из камня высекал…
Он золото искал средь гор.
Здесь сохранился до сих пор
Его трудов глубокий след,
Не стершийся за сотни лет.
Мой пращур,
Живший среди скал,
в наследство камень завещал [5:41].
Практика показывает, что культурологический аспект подбора учебных материалов помимо более эффективного усвоения темы занятия, во-первых, снимает однообразие урока, во-вторых, способствует воспитанию эстетического вкуса учащихся, формированию экологического мышления и, в конечном счете, углублению патриотических чувств школьников. Для усиления слуховых впечатлений добавляем зрительные: на экране демонстрируется презентация мест, о которых идет речь, наскальных изображений петроглифов Мугур-Саргола. В рамках элективного курса или во внеклассной работе возможно углубление темы привлечением большего объема стихотворных иллюстраций.
Мугур-Саргол
Над ущельем мрак Мугур-Саргол.
Но сквозь мрак я вижу все ясней:
Вот архар меж серых скал прошел.
Вот охотник едет на коне.
Сколько сотен лет с тех пор прошло?
А в душе моей так ясен след.
Солнце выше гор уже взошло,
А меня еще на свете нет.
Вот коня мой предок напоил.
А река протяжно вдоль текла.
Я когда-то, может быть, здесь жил,
Или, может быть, душа жила.
(Николай Куулар)
Таким образом, «наполнить красками мир», и не «сжимать и не умерщвлять воображение» помогут различные методические приемы, которые частный учебный предмет выводят на простор воссоздающего творческого воображения, помогают воспринимать мир не только в системе строгой научной терминологии, таблиц, схем и графиков, а видеть его как живой организм, богатый и красочный.
В заключение снова обратимся к мудрому писателю: «Да впрочем, что неинтересного в географии? Она глубокое море…»; «мне кажется, нет предмета более поэтичного, как она»; «Душа сильнее чувствует великие дела Творца» [2:28]. И почти с детским воодушевлением восклицает: «география стоит, чтобы ее проходили». Мы добавим: география стоит, чтобы ее преподавали интересно.
Литература
- Айтматов Ч. Повести и рассказы. – М., 1970.
- Гоголь, Н.В. Арабески. –М., 1990.
- Дэвлет, М.А. Петроглифы на кочевой тропе. – М., 1982.
- Крылова О.В. Интересный урок географии. – М., 2002.
- Серен-оол, В. Почерк любви. – М., 1988.
- Уроки учительского мастерства. – Волгоград, 2009.
- Федосеев Г. Злой дух Ямбуя. – М., 2008.