В начале прошлого столетия территория Тувы находилась под властью китайской династии Цин и имела название Танну-Урянхай. Начавшаяся Синьхайская революция 1911-1913 годов в Китае создала благоприятные условия, с одной стороны, для освобождения от длившегося с середины XVIII в. маньчжурского господства, а с другой – для вхождения в состав Российской империи, с которой уже с XVII в. были установлены связи, а отдельные тувинские племена (Маады, Ооржаки, Кужугеты и другие) тогда уже присягнули на верность русскому царю и приняли российское подданство.
Одними из ярчайших фигур, повлиявших на историю Тувы, являются правитель Танну-Урянхая Амбын-нойон Комбу Доржу и знаменитый нойон Буян-Бадыргы (князь) Даа кожууна.
В этой статье мы расскажем вам про Амбын-нойона Комбу-Доржу – одного из главных культурных героев более вековой давности, кому могли бы достаться лавры и почести в юбилейный 2024 г. Земляки из Тес-Хемского района Тувы чествуют его наравне с уважаемым и всеми признанным техническим исполнителем процесса вхождения Тувы в состав России Буяном-Бадыргы.
В 1899 году на высшую должность Урянхая вступил полноправный наследный одиннадцатый Амбын-нойон Комбу-Доржу, став независимым государственным деятелем. Во времени его правления в столице Урянхайского края произошла Синьхайская революция в Китае, освобождение от маньчжуро-китайского ига Монголии и Урянхая.
Известно, что в национально-освободительном движении 1911-1912 годов тувинского народа против маньчжуро-китайского ига, последним бастионом врага была крепость Кобдо в Монголии. На Кобдинское сражение около 700 добровольцев проводил лично Амбын-нойон Комбу-Доржу. 9 августа 1912 года тувинские и монгольские войска разбили маньчжуров.
За героизм, проявленный в освобождении Кобдо, некоторые тувинские воины были удостоены званий героев, многим пожалованы звания чагырыкчы, дужумета и другие, были вручены в награду китайские ружья. Стяг, врученный им в знак отличия в Кобдинском сражении, тувинские воины преподнесли своему господину Амбын-нойону Комбу-Доржу.
По мнению некоторых, Амбын-нойон чуть ли не первый основоположник дипломатических связей Урянхая и России начала XX века.
Тувинский нойон всегда стоял за идею союза Тувы и России. Он понимал, что Туве нужна поддержка в сложный период смятений и отчаяния. Молодой народ, только что ставший свободным, правители, которых были неопытны в государственном строительстве.
И тогда тувинские князья, в числе которых одним из первых стоял Амбын-нойон Комбу-Доржу, предприняли смелый отчаянный шаг.
Первое обращении к царю России было от 15 февраля 1912 года от (Тыва чону-народ) Амбын-нойона Комбу-Доржу, Агбан-Демчи и других представителей Верховных властей.
Они заявили: «……о присоединении к России в связи распадом Цинской империи… Мы же, урянхи, остались на произвол судьбы, не имея государя…". Далее выражалось намерение тувинской стороны "держаться буддийской религии и самим выбрать себе представителя духовной власти, объявить Урянхай отдельным и просить покровительства и защиты Великого Российского государства". Обращение заканчивалось просьбой, адресованной "белому государю", не отказывать Туве в своем покровительстве и во избежание беспорядков, могущих произойти в стране.
Далее последовало второе обращение от 26 октября 1913 г. от князя Даа-хожууна Буяна-Бадыргы на высочайшее имя императора Николая II.
Третьим обращением стало от 29 октября 1913 г., отправленное от чиновников 17 отоков Бээзи-хошуна.
В тот момент только Россия могла помочь Туве, фактически же всегда получалось, что «тувинцы боролись за сохранение своих прежних социально-экономических устоев и формально политического статуса» всеми путями, которыми могли пойти.
Только 4 апреля 1914 г. император Николай II на докладной записке министра иностранных дел С.Д. Сазонова по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под российское покровительство начертал: «Согласен». Это означало установление протектората над тувинскими территориями. Край был включён в состав Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел иркутскому генерал-губернатору. Конечно, это было только начало длительных преобразований и многое ещё предстояло сделать.
Многие считают, что признание протектората Царской России над Урянхайским краем в апреле 1914 года явилось запоздалым, что в итоге стало неожиданностью – угрозой потери статуса и влияния традиционного управления в кожуунах для самоопределения урянхайского народа и лично для Амбын-нойона. Если бы царь подписал в 1912 году указ о протекторате и назначил урянхайского законного правителя управляющим, то царская власть укрепилась бы надолго. Возможно, при своевременной поддержке Комбу–Доржу мог усилить свое положение в Туве и все нойоны подчинились бы ему, как полноправному Урянхайскому хаану.
Многие тувинцы считают, что именно Амбын-нойон Комбу-Доржу является историческим культурным героем Республики Тыва, который поплатился жизнью в 1915 году за столь дерзкий, смелый и разумный поступок в смутные времена для Тувы.
Кто убил Амбын-нойона, на это вопрос нет ответа в официальных исторических материалах, но абсолютно точно источники подтверждают первенство и статус Амбын-нойна Комбу-Доржу до 1915 года как фактически наследного правителя Урянхая, первого сделавший шаг к партнерству и дружбе России и Тувы.
И к юбилею 80-летия присоединения Тувы в состав России мы понимаем, несмотря на то, что у нас различен язык, культура, религия, у нас общая великая история, которую мы обязаны знать и помнить.
Фото Международного фонда исследований Тенгри