Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Животноводы Монгун-Тайги. Красивые люди Тувы

21 октября 2019
89

Бывают такие люди, у которых, как у классика, всё красиво – и душа, и мысли, и внешность. Именно с такой семьёй мы встретились во время командировки в самый отдалённый сумон труднодоступного Монгун-Тайгинского района. Кежик и Женя Иргиты стали участниками губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» от сумона Моген-Бурен в 2019 году. Супругам по 33 года. Они растят троих детей.

«Мы уже строили зимнюю стоянку, и, попав в этот проект, очень обрадовались. Идея подать документы была мужа, но желание выращивать скот было общим. Мои родители смотрели за совхозным скотом, поэтому я знаю, как обращаться с живностью. Пока всё спокойно, трудно будет весной, когда начнётся окот», — рассказала Женя Иргит.

Самый красивый вид из окна

Неправду говорят, что молодёжь сейчас стремится в крупные города. В сумоне Моген-Бурен молодые семьи предпочитают жить на своей малой Родине. Женя Иргит рассказывает, что совсем не понимает, чем можно заниматься в городе?

«Жизнь нашего сумона неразрывно связана с животноводством. Работы в селе мало, поэтому и выбрали этот исконно тувинский вид деятельности. В городе мне делать нечего, неинтересно. Для жизни в городе нужны большие деньги. Мне лучше здесь», — признаётся животновод.

С ней не поспоришь. В городе нет такой чистой воды и воздуха, а виду из окна её домика может позавидовать даже миллиардер.

Это место Кежик Борисович выбрал неслучайно. Рядом речка, свободное пастбище. Недалеко стоянка дедушки, на которой он вырос. Называется прекрасный уголок Сарыг Хыйыг в местности Ыймааты ишти. Однако, хорошо выбранное место для стоянки в Монгун-Тайге – ещё полдела. Район высокогорный, строительного леса здесь нет. Кругом альпийские луга да скалы.

«Материал для строительства чабанских стоянок заказываем всегда из других районов республики и даже с Кош-Агачского района Горного Алтая. Чаще всего деляны для вырубки выделяют в Барун-Хемчикском и Дзун-Хемчикском районе. На строительство стоянки по губернаторскому проекту положено 280 тысяч рублей. Из них 50, а то и 100 тысяч рублей уходит только на доставку материала КамАЗами. Естественно денег, предусмотренных проектом, чаще всего не хватает. Участники проекта – это безработная молодёжь, у которой нет своих накоплений. Мы пришли к такому выводу: нужно поднимать расценки для участников проекта именно для сумона Моген-Бурен, так как он - один из самых отдаленных. На практике мы видим, что требуется 350-400 тысяч рублей только на строительство. Прошу не для личной выгоды, а для того, чтобы стоянки наших участников были построены качественно. Сам проект, конечно же, очень хороший. Благодаря ему ежегодно одна семья из нашего сумона получает возможность жить и зарабатывать своим трудом», — рассказал председатель администрации сумона Моген-Бурен Чаян-Маадыр Куулар.
По требованию проекта на зимнике должен стоять домик площадью шесть на шесть квадратных метров. Строят всем сумоном, «шефствуют». Например, эту стоянку начали устанавливать в конце июля. К сентябрю уже закончили. В это же время Иргиты получили 200 голов скота от участника проекта 2017 года.

Можно ли изменить условия губернаторского проекта?

Не отстают животноводы самого дальнего сумона и в кормозаготовке. Все участники проектов «Кыштаг для молодой семьи» и «Корова-кормилица» к зиме готовы. План по кормозаготовке перевыполнен на 60 тонн. Запасы моген-буренцев составляют 582 тонны корма. Больше ста тонн сотрудники ГУП «Моген-Бурен» скосили вручную, у рек и озёр. Больше 154 тонн закуплено в Дзун-Хемчикском районе. Плюс 42 тонны «зелёнки», выращенной на 25 гектарах.

С 2016 года участниками губернаторского проекта в сумоне стали четыре семьи. Выбирают на сходе граждан строго из безработных, не имеющих личного скота и до 35 лет. В год бывает и по пять претендентов. В этом году, например, выбирали из трёх семей. Цель каждого животновода – сохранить приплод. Сейчас этот показатель держится на уровне 83-85 процентов от всех родившихся ягнят. Есть и чемпионы среди чабанов. Участник проекта 2017 года Чингис Иргит получил 200 ягнят от 200 овец.

Есть куда стремиться, однако природно-климатические условия Монгун-Тайги таковы, что, как ни старайся, а природа берёт своё. Не зря монгун-тайгинцы испокон веков держат полудиких и неприхотливых яков. Здесь их даже не называют домашними животными - красивый зверь тайги, говорят.

Именно поэтому некоторые молодые семьи Моген-Бурена хотят держать яков. «Есть просьбы от некоторых молодых семей, чтобы вместо МРС давали яков. Такие предложения поступали в администрацию сумона. Но поддержит ли правительство республики?», — размышляет председатель администрации сумона Чаян-Маадыр Куулар.

Жить с комфортом не запретишь

Ещё одна семья молодых животноводов живёт в местечке Кара-Одек сумона Мугур-Аксы. Их зимняя стоянка расположена у реки Каргы в укромном местечке среди гор. Потомственные животноводы Ахмед Комбуй-оол и Кара-кыс Донгак – родители трёх детей. Старшая дочка второклассница живёт в селе с бабушкой.

«Загон для овец мы специально сделали большим. Ведь скоро у нас будет больше двухсот голов овец. Мечтаем стать чабанами-тысячниками», — признался Ахмед Владимирович.

Скот они получили этим летом. Сразу же переехали, но решили не отвыкать и от благ цивилизации. Солнечная батарея метром шириной полностью обеспечивает стоянку электричеством. Целый день, даже в пасмурную погоду, заряжается, а ночью в доме есть свет. Электроэнергии хватает даже на просмотр фильмов на ноутбуке. Больше всего этому рады, конечно, дети. После трудового дня можно смотреть любимые передачи.

Для животноводов Монгун-Тайги возобновляемые источники энергии не в новинку. Моген-буренцы обычно их покупают на Алтае, мугур-аксынцы в Монголии. «Солнечную батарею мы купили летом, специально для нашей стоянки. Тут нет интернета, но мы скачиваем фильмы на «флешку» и спокойно смотрим по вечерам всей семьёй. Пока телевизора у нас нет, но сигнал здесь хороший. Можно смотреть телепередачи», — рассказал животновод. Кстати, дети животноводов – не чета городским. С самого детства они – полноценные помощники родителей: и за скотом присмотреть, и за водой сходить, и понянчить братика или сестрёнку – всё по плечу. Такое воспитание неспроста, ведь человек, привычный к труду с малолетства, станет крепким хозяином. А значит стада овец и яков в Монгун-Тайге будут пастись ещё много лет. Алдынай Тюлюш

Фото Ады Тюлюш

Аналитика и мнения