Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Минкульт Тувы и Национальный музей инициируют вопрос о придании статуса поселения народных промыслов селу Кызыл-Даг

24 сентября 2019
41

Минкульт Тувы и Национальный музей инициируют вопрос о придании статуса поселения народных промыслов селу Кызыл-Даг. Об этом на круглом столе, посвящённом 120-летию камнереза Монгуша Черзи, сообщил директор Национального музея республики Каадыр-оол Бичелдей.

Встал вопрос и об охране месторождений серпентинита и агальматолита. Серпентинит представлен в Туве всего в двух местах – Чаа-Холе и Тере-Хольском районе. Причём, в последнем поделочный камень имеет красивый зеленоватый оттенок и мягче, чем чаа-хольский. Единственное месторождение агальматолита в Туве – это гора Сарыг-Хая в Бай-Тайгинском районе.

С докладами о современном состоянии камнерезного искусства, а также о творчестве одного из основоположников тувинского камнерезного искусства Монгуша Черзи выступили известные учёные, искусствоведы и скульпторы.

На примере творчества Монгуша Черзи можно рассмотреть историю и развитие этого вида декоративно-прикладного искусства. Монгуш Хола-Салович вошёл в историю камнерезного искусства работами из серпентинита. До него этого никто не делал.

Месторождение поделочного камня находится недалеко от родного села мастера – у села Ак-Туруг в Чаа-Хольском районе. Из серпентинита Монгуш Хола-Салович вырезал не просто фигурки, но целые композиции, жанровые сцены, карандашницы и даже бюст революционного деятеля Оюна Курседи. Эти произведения представлены на выставке в Национальном музее.

Всего в фондах Национального музея находится 161 произведение Монгуша Черзи. Это фигурки из серпентинита, агальматолита и дерева, наборы шахматных фигур и музыкальные инструменты.

О деревянных произведениях мастера рассказал камнерез Биче-оол Майны, который особо отметил связь творчества Монгуша Черзи со скифской культурой. «Декоративно-прикладное искусство любого народа имеет свои корни. Начиная от деревянной детской игрушки, заканчивая деревянным зодчеством. В Туве искусство резьбы по дереву наглядно представлено было в храме Алдыы-Хурээ в Чадане, статуэтки будд, священные буддийские тексты и другая религиозная символика была сделана из дерева. Сейчас эти произведения искусства мы можем видеть только на фотографиях первого директора музея Владимира Ермолаева. Место рождения и священное жилище тувинца – юрта – также сделана из дерева. Польский путешественник и исследователь Феликс Кон был поражён тувинскими изделиями из бронзы, среди которых были шахматы. Для их изготовления требуется глиняная форма для отливки. А её, в свою очередь, сделали с помощью деревянных моделей будущих фигур. Такой же принцип использовали и ювелиры при изготовлении украшений царской четы, найденной в погребении «Аржаан-2». Подтверждения происхождения тувинского декоративно-прикладного искусства из скифского звериного стиля искал и Севьян Вайнштейн, и многие другие исследователи. Поэтому стиль Монгуша Хола-Саловича Черзи берёт истоки из глубин истории нашего края. Его произведения проникнуты как раз стилем древних кочевых скифских племён», — рассказал Биче-оол Майны.

Одной из главных проблем камнерезов республики является отсутствие какого-либо центра для мастеров. Союз художников республики, в составе которого 40 мастеров-камнерезов, не в состоянии обеспечить для них отдельное помещение. Встал вопрос и о научном исследовании каменной пыли на здоровье мастеров.

«Парадоксально, но на этом искусстве прожить невозможно. Камнерез вынужден иметь другую профессию, работу, на которой зарабатывает себе на жизнь. Поэтому это и особое искусство. Во-первых, оно опирается на очень редкий в мире камень, во-вторых, эта работа требует большой усидчивости, силы и умения видеть в камне искусство. Именно с такими вопросами нам предстоит разобраться. Я прошу поставить вопрос о придании статуса поселения народных промыслов селу Кызыл-Даг Бай-Тайгниского района. Существует такая федеральная программа. Людям, которые там живут и работают, этот статус может быть полезным во всех отношениях. Оформление сложное, но добиться можно. Кызыл-Даг – особое место. Больше 40 знаменитых мастеров-камнерезов родом из этого сумона», – рассказал Каадыр-оол Бичелдей.

Итогом круглого стола стало подписание резолюции с планом намерений. Важными проектами является продвижение сумона Кызыл-Даг в перечень поселений народных промыслов в рамках федеральной программы и юридическое обоснование охраны месторождений агальматолита и серпентинита в Туве.

Алдынай Тюлюш

Фото автора

Аналитика и мнения