Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Научить учиться. Доктор физико-математических наук провел интенсив для тувинских школьников

6 ноября 2019
51

12 тувинских школьников прошли курс школы-интенсив у доктора физико-математических наук, профессора Сибирского федерального университета Михаила Садовского. Занятия длились всего пять дней и завершились сегодня, По словам детей за это время им удалось взглянуть на обучение по-новому.

Учащиеся 8-11 классов жили в общежитии Тувинского госуниверситета. Каждый школьник прошёл обучение по двум курсам из четырёх: «Комбинаторика», «Комплексные числа», «Молекулярная физика» и «Системы счисления».

Десятиклассник Кирилл Муратов пошёл учиться по совету мамы. Занятия во время осенних каникул школьника не разочаровали, даже наоборот. «Не жалею ни об одной минуте, проведённой здесь, потому что было интересно. Меня поразило то, как можно преподносить обучение. Это не нудные уроки с домашним заданием, а интересные лекции, учителя, которые понятно объясняют идеи и где ты можешь их применять. Это понятнее и легче складывается в общее понимание того, зачем ты вообще учишься. В школе ту же теорему Виета (решение квадратных уравнений) показывают пару уроков и её никто не запоминает. А на самом деле она очень простая и лёгкая в использовании. Если весной школа объявит набор, я обязательно приду»— поделился старшеклассник.

Занятия школы-интенсив – не школьные уроки по строго разграниченным между другом предметам. Задачей преподавателей из Летней школы Сибирского Федерального университета стало знакомство детей с наукой в увлекательных её проявлениях: физические и химические опыты, «мозговые штурмы», основы проектной деятельности. Именно такой подход к обучению даёт положительные результаты, считает ведущий научный сотрудник института вычислительного моделирования Сибирского отделения РАН Михаил Садовский.

- Каков уровень знаний детей?

- Приятный уровень. Все школьники «ровные» несмотря на то, что у нас учились ребята и из сёл. Например, Ийи-Тала, Сукпака, Хову-Аксы. Да, конечно, в Красноярске есть масса школьников, которые соображают быстрее. Но там и город больше. Здесь вообще жизнь нетороплива. Важно же, что соображают, стараются и у них получается. Мы ребятами очень довольны. - Почему дети разных возрастов учатся вместе? Младшим сложнее?

- Мы никогда не делим по возрасту. Да, двум восьмиклассникам было тяжело. Да, сегодня у одного из них «пар пошёл из ушей» во время занятий. Но пошёл и прошёл. А ребёнок понял и остался с новыми знаниями.

- Эта программа рассчитана только на одарённых детей?

- Формально, да, но на практике гораздо важнее одарённости мотивация. Гораздо важнее, что дети пришли потому, что им очень этого хотелось.

- Таким образом, неважно, учится ли ребёнок по математике на пятёрки и четвёрки или двоечник?

- Двоечник двоечнику рознь, как и отличники бывают разными. Но чудес не бывает. Наши восьмиклассники после курса думают и решают на своём уровне, но о предмете, о котором до этого не слышали ни разу. Дальше всё, как везде. Характерная картина: когда повторяешь материал, который они проходили в школе, они разбираются с трудом. Когда переходишь на новый материал, которого в школе не было, скорость резко возрастает. Я не знаю, что такого школы делают? Это не особенность Тувы или Кызыла, так во всей стране.

- А чем ваши уроки отличаются от школьных?

- Всем. Во-первых, у нас занятие продолжается полтора часа, как пара в вузе. Это важно, потому что процесс непрерывен. Во-вторых, у нас на занятиях сидит 6-7 человек. С одной стороны, они могут работать в группе – решать вместе задачки, подглядывать и это полезно. С другой стороны, можно с каждым индивидуально поработать. Никакая школа не может позволить себе такое. Там другое соотношение учителей и учеников.

- Ребята, прошедшие курс обучения, - это будущие абитуриенты физматов различных вузов?

- Мы у них спрашивали, конечно, но очень аккуратно. Не знаем отчётливо, кто из них куда собирается поступать. Есть девочка, которая собирается стать дизайнером. Мы напрямую никогда не ставили цель подготовить будущих студентов физико-математического направления. Но в Красноярске Летняя школа – один из лучших источников абитуриентов для Сибирского Федерального университета. То же самое может случиться в Туве.

- В чём главный итог занятий школы для вас?

- Нам удалось на новой для нас территории сделать то, что мы хотели и добиться тех же результатов, что и в других регионах. Школьники с удовольствием и вкусом изучали новые области науки. Следующий курс школы-интенсив пройдёт во время весенних каникул. В Тувинском государственном университете говорят о желании создать и Летнюю школу, по аналогии с красноярской. Алданай Тюлюш корреспондент информационного агентства «ТуваМедиаГрупп»

Фото Арслан Аракчаа

Аналитика и мнения