Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Серекей Сергей Агбаанович. Здоровье людей было смыслом его жизни

14 апреля 2024
15

В истории Тувы ХХ века немало выдающихся и заслуженных личностей. К ним по праву относится Сергей Агбаанович Серекей — первый врач-тувинец, выпускник Второго Ленинградского медицинского института И.И. Мечникова. Он имел, помимо специальности «врача-лечебника», также военное звание — капитан медицинской службы.

Настоящее его имя было, конечно, другое. В двадцатые–сороковые годы (вплоть до пятидесятых) прошлого века, согласно принятым инструкциям того времени, была обязательной замена имен, также «свободный выбор» дней рождения тувинцев (также и представителей других этносов). Так потомок тоджинских оленеводов стал Сергеем, в результате вообще «пропало» его родовое происхождение — Кол. Согласно имеющимся сведениям, С. А. Серекей родился 1 января 1913 года (год рождения точный, а вот число условное) в семье Агбаана Кол. Когда ему было три года, умерла мать. Воспитывался у сестры мачехи, которая батрачила у Сафьяновых (есть сведения, что у Мозгалевских — М.М.). Общение с детства с русскими ребятишками позитивно отразилось на его знании языка. В середине 20-х гг. его отправили учиться в Кызыл, как тогда говорили, « … пионер сургуулунче» — «… выучиться на пионера».

Сергей Серекей был отобран в группу, направляемую по линии правительства ТНР на дальнейшую учебу заграницу. Так он был зачислен в Ленинградский восточный институт, который на деле был рабочим факультетом для представителей северных и восточных народностей СССР и готовил молодежь к учебе в университетах и институтах.

«Я до Ленинграда толком не учился даже в настоящей школе. Поэтому знания мне давались с трудом. Но вместе со мной сидели за партой такие же ребята из Монголии, Тибета, а преподаватели так хорошо относились к нам, что шаг за шагом науки покорялись..», - рассказывал будущий врач.

В 1933 году тувинская группа, получившая знания до среднеобразовательного уровня, закончила предусмотренный рабфаковский курс и поехала домой, в родную Туву, а Серекея оставили в Ленинграде для продолжения учебы в Военно-медицинской академии. Оказалось, это было сделано по просьбе министерства культуры Тувинской Народной Республики, которое тогда ведало также сферами образования и здравоохранения страны. В годы учебы он проходил практику у крупных ленинградских профессоров военной и гражданской медицины. В 1938 году возникли непредвиденные обстоятельства — у студента ухудшилось состояние здоровья. Как тогда посчитали, что его желательно восстановить в условиях родной Тувы и предоставили годичный отпуск. Он приехал домой. Как только стало лучше, начал работать заместителем главного врача Кызыл-Мажалыкской больницы. Обратно приехав в Ленинград для продолжения учебы, Сергей Серекей перевелся во Второй медицинский институт, который и окончил в 1941 году. В это время началась Великая Отечественная война.

Этим же летом, сразу после получения диплома, новоиспеченный специалист попросился на фронт, но получил отказ. В военкомате ответили: «иностранные граждане мобилизации не подлежат. Как можно быстрее возвращайтесь в свою страну». Так и поступил двадцативосьмилетний медик. Несмотря на это, военным врачом он все же стал. 1 августа 1941 Сергея Серекея назначили начальником военно-санитарной службы Объединенного Кавалерийского полка ТНР.

Однако уже 14 июня 1943 года на основании Указа Президиума Малого Хурала ТНР он приступил к выполнению обязанностей министра здравоохранения ТНР. После вхождения Тувы в СССР на правах автономной области РСФСР и последующего реформирования его должность министра снизилась до статуса заведующего Тувинским облздравотделом.

Формируя отрасль здравоохранения, Сергей Серекей понимал, что главную ставку надо делать на просвещение народа. В 1925 году, через четыре года после создания народной республики, было внесено предложение о замене тибетской системы лечения. Работавшая в Кызыле больница с одним врачом обслуживала только русское население, параллельно с ней существовала и государственная тибетская. В 1929 году обе больницы объединили, больных принимали и врач, и лама. Только в 1930 году постановлением Верховного хурала ламское отделение было снято с государственного бюджета.
За тридцать лет, к моменту вступления Сергея Серека в должность министра здравоохранения ТНР, в республике были заложены первые ростки европейской традиции врачевания. Ему предстояло ее укоренить и развить. С этой задачей он справился достойно и добился многого.

Например, по настоянию министра ощутимо возросло бюджетное финансирование здравоохранения, что позволило увеличить число больниц, развернуть в них более 300 коек. Численность врачей увеличилась до 22 человек, среди них только один тувинец, но зато в составе среднего медицинского персонала, насчитывающего 112 человек, уже половина – подготовленные специалисты коренной национальности.

Особое внимание Сергей Серек уделял подготовке собственных кадров. Сначала он добился открытия фельдшерско-акушерской школы, а в 1954 ее преобразовали в медицинское училище. К 1975 году сеть лечебно-профилактических и детских учреждений Тувы возросла в несколько раз. В годы руководства министра открылись специализированные диспансеры: противотуберкулезный и кожно-венерологический, в Кызыле введен в эксплуатацию родильный дом на 60 мест. Почти во всех районных больницах появились врачи основных специальностей: терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, педиатры, фтизиатры, зубные врачи; установлена необходимая медицинская аппаратура.

В феврале 1958 года он планировал прибыть в Москву для прохождения специализации по внутренним болезням В Центральном институте усовершенствования врачей, но 26 января этого же года в результате несчастного случая жизнь Сергея Серека трагически оборвалась.

Вот что вспоминала о нем супруга Мария Андреевна: «… в его облике была ощутима благородная простота, глубокая сердечность, подлинная высокая человечность, у него был кипучий деятельный характер. Труд был для него оправданием и смыслом жизни…Моя лучшая, самая сознательная часть жизни прошла с ним вместе…»

«Созидатели Советской Тувы», стр. 134

По данным Культурного фонда им. Кужугета Шойгу
Фото Культурного фонда им. Кужугета Шойгу

false
false
false

Аналитика и мнения