Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Орлан Монгуш: «Доскакавший» до Москвы

13 июня 2019
169
Какой советский мальчишка не мечтал мчаться на скакуне и драться с бандитами, как в культовом фильме «Неуловимые мстители»? Эта детская мечта сбылась в жизни простого паренька из Овюра Орлана Монгуша.  Актёр-каскадёр, постановщик трюков, главный судья соревнований по джигитовке Орлан Дыртыынаевич уже давно живёт в Москве. Признанный профессионал своего дела на малую Родину приезжает нечасто. Много работы в столице. Кроме съёмок в фильмах, он обучает других актёров верховой езде, владению оружием, делает сёдла. Его призвание – всё, что касается конного спорта.  Корреспондент TMG встретился с Орланом Дыртыынаевичем на первых в истории Тувы соревнованиях по конной стрельбе из традиционного тувинского лука.

Визит каскадёра Орлана Монгуша в Туву стал событием для ценителей конного спорта. У мастера джигитовки за короткий срок нужно научиться многому. Тем более, что в Туве создаётся новое спортивное направление – конная стрельба из традиционного лука.

– Орлан Дыртыынаевич, какие изменения произошли в конном спорте с вашей последней поездки в Туву?

– Меня пригласили на первые в республике соревнования по конной стрельбе из лука. Это перспективный вид спорта, который решились поднимать ребята из Духового оркестра Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша. В Туве есть все условия, чтобы воспитать хороших спортсменов. Есть хорошие лошади, есть ребята с желанием и есть люди, которые могут подсказать с чего начать. Приехал председатель Федерации конной стрельбы Сергей Одиноков, меня тоже пригласили в качестве эксперта. Накануне соревнований мы провели мастер-классы. Начало положено, но нужно работать над владением оружием. В Европе и на Востоке тенденция к возрождению национальных игр на конях. Надеюсь, эта тенденция докатится и до Тувы. Тувинский народ – наследник великой степной цивилизации, где конь имел и имеет особый статус. – Сегодня вы показали один из видов джигитовки – владение казачьей шашкой. Как вы думаете, участники первого турнира по стрельбе из лука верхом могут научиться этому виду джигитовки?

– Конечно, если будут постоянные тренировки. Вчера я провёл мастер-класс для музыкантов духового оркестра. Ребята рубили бутылки. У многих даже получалось. Прогресс будет, если будут заниматься этим постоянно.Владение оружием – это один из разделов джигитовки. Включает в себя работу с пикой, шашкой, пневматическим пистолетом и метание ножей.

– А Вы попробовали пострелять из лука верхом на коне?

– Да. Я этим занимался на съёмках фильмов, но это больше киношные дела. Всё показательно, на камеру, без соревновательности. Конечно, это намного проще. Не получилось один раз – можно снять дубль, и ещё один дубль, и ещё. А соревнования – это намного интереснее. В Москве реконструкторы воссоздают события той или иной эпохи: средневековье, нашествие татаро-монголов. Я участвовал в реконструкциях Куликовской битвы. Выступал на стороне Челубея, с Пересветом бился (персонажи «Сказания о Мамаевом побоище»). – А с какими лошадьми работаете? Больше, наверное, высоких европейских животных? – Для меня нет разницы, какая порода: тувинская или монгольская низенькая лошадка, завоевавшая полмира, или высокая. Каскадёры работают с теми животными, которых им предоставляют. Например, приезжаем на съёмки в Крым. Мы же не будем везти лошадей из Москвы, работаем с крымскими лошадками. – А какие лошади в Крыму? – Разные бывают. В горах лёгкие, вёрткие, выносливые. В долине покрупнее. – Как считаете, какие лучше для конной стрельбы из лука? – Для национальных видов спорта, естественно, лучше наши лошади. Их и содержать не так дорого. Выпустил, они пасутся сами. А привозные лошади на таком рационе просто не выживут. – Самое интересное место съёмок?

– Это было ещё в советское время. Мы выезжали в Пхеньян в Северную Корею. Снимали фильм про события русско-японской войны. Назывался он «Берег спасения». Русский крейсер был атакован и затоплен. Спасается пять человек из экипажа. Они высаживаются на корейской земле и направляются к российской территории. И вот про этот долгий путь и снят фильм.

Фильмография актёра-каскадёра, постановщика трюков, главного судьи соревнований по джигитовке Орлан Монгуша: 2007 год– «Желтый дракон» (триадовец Вань-Цяо); 2005 год – «Гибель Империи» (незнакомец); 2004 год – «Богатство» (Фуросава); 2003 год – «В созвездии быка» («красный» командир); 2002 год – «Притяжение» (эпизодическая роль); 2001 год – «Золото Югры» (эпизодическая роль); 1992 год – «Цена сокровищ».

– Как отнеслись родители к выбору профессии? Она ведь опасна.

– Были против. И я их понимаю. Родители мои из сельской интеллигенции. Отец хотел, чтобы я стал учителем, а матушка была врачом и само собой хотела, чтобы я продолжил её дело. Ну, а что сделать, если душа и ум мои были направлены на лошадей. – А были травмы? – Какой же каскадёр без травм? Конечно. Хорошо, что серьёзных не было. Так, по мелочам. – А если ваши дети или внуки захотят стать каскадёрами? – Династии каскадёров есть. Но если будет иной выход, то будет лучше. Всё-таки доход у каскадёра непостоянный. Я бы посоветовал подумать прежде, чем принимать решение. Если же уже решили, посоветовал бы освоить дополнительную профессию. На всякий случай. Я изучил весь спектр работы с лошадьми. Кроме работы в кино занимаюсь спортивной ездой, могу быть тренером, делаю казачьи и тувинские сёдла. Сейчас идёт кинопроект про становление Руси. Для этого фильма сделал сёдла.

– Важна ли внешность для каскадёра?

– Конечно. Если симпатичный, ролей будет больше. Создана Гильдия каскадёров при Союзе кинематографистов. Многие каскадёры выступают в роли актёров. Само собой, если актёр-каскадёр интересный, подготовленный, он может выполнить опасные трюки и при этом хорошо сыграть.

– Востребованы ли актёры, каскадёры с азиатской внешностью?

– Больше востребованы европейские лица. Выручает то, что снимают фильмы про Орду, становление российского государства. В таких проектах востребованы актёры с восточной внешностью. Последним снят фильм «Коловрат». В нём сыграли и тувинцы. Хотя мне приходилось играть и тевтонских рыцарей. Благо в шлеме не видно, какое у меня лицо.

Орлан Монгуш работал каскадёром при съёмках фильмов: 2013 год – «Три мушкетёра»; 2010 год – «Грозное время»; 2006 год – «Турецкий гамбит»; 2004 год – «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства».

– А вам бы хотелось сыграть полноценную роль, не эпизодическую?

– Для этого надо учиться. Были у меня небольшие роли. Калмык-кавалерист, самурай. К этому надо подходить самокритично и с позиции – кто на что учился.

– Прочитав это интервью, возможно, какой-нибудь школьник захочет стать каскадёром. А что нужно для этого?

– Нужно, чтобы была мечта. Если нет мечты и нет движения к этой мечте, то ничего не будет. Вот у меня в детстве была мечта. Кто-то хотел быть космонавтом, а я мечтал стать хорошим конником. Хотел служить в армии в конном полку. Потом мечтал работать в Москве в конном театре Кантемирова. И вот эти мечты постепенно, шаг за шагом сбывались. Провидение судьбы это или только моё упорство – не знаю. – А куда идти, в какое учебное заведение поступать сегодняшним мечтателям, чтобы стать каскадёром? – Каскадёров нигде не учат. В каскадёры часто попадают из конных секций. Постепенно переходят на другие виды – фехтование, высотные трюки, мотоциклы, автомобили. Если есть какая-то база, например, умение ездить на лошади или хорошее владение оружием, то постепенно человек может обучиться всему остальному. Помогают и занятия спортом. Если человек в детстве занимался борьбой, кикбоксингом, это тоже плюс. Потому что фильмах есть боевые сцены, где необходимо умение драться. Бывают сцены с угоном машины или с гонками на автомобилях. Тут нужно мастерство вождения. Поэтому ребятам и девчатам нужно мечтать и стараться идти к своей мечте. – А можно попасть в ученики к Вам? – К сожалению, у меня нет своей школы каскадёров и я никогда этим не занимался. Но в Москве есть Центр джигитовки Федерации конного спорта и Всероссийская федерация конноспортивной джигитовки и тентпеггинга. Можно попасть на занятия и соревнования. А я провожу занятия для актёров, готовлю их к съёмкам. – А сколько нужно учиться, чтобы стать хорошим каскадёром? – Это зависит от подготовки человека. Если ты занимался в детстве каким-нибудь спортом, то будет намного быстрее. Но точный срок не могу назвать. Всё зависит от того, попадёшь ли ты на глаза режиссёру. Если тебя заметят, то быстро. Так же в кино можно попасть через знакомых. – Возвращаться на Родину собираетесь?

– Когда-нибудь это будет. Но когда неизвестно. Пока приглашают сниматься, буду работать. К сожалению, в Туве нет киноиндустрии. А кино – это мой единственный заработок.

– А можно нескромный вопрос? Сколько в среднем зарабатывает каскадёр?

– Цены тоже разнятся. Зависит от подготовки, от сцены, в которой задействован. Одна двенадцатичасовая смена – это 10-12 тысяч рублей. Но не это главное в профессии. Для меня моя профессия – это любовь к лошадям, стремление достигать всё новых и новых высот в своём деле. Это – моя сбывшаяся мечта.

Беседовала Алдынай Тюлюш

Аналитика и мнения