Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Кызыл
26 апреля, пт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЦЕНА СВЕТА: Тарифное меню, сверхобъединение и где Тува выиграет больше

26 ноября 2020
54

Инициатива федерального правительства о выравнивании энерготарифов по стране явно придется не по вкусу регионам-донорам. Идея вообще-то хорошая, однако, например, губернатор Иркутской области уже высказался против, когда узнал, что его регион собираются энергетически объединить с Тувой. И здесь губернатора тоже можно понять, ведь если такое энергообъединение произойдет, то у донора поднимутся тарифы на 4%. Тува же только выиграет от такого тандема, причем здесь тариф упадет, по разным оценкам, примерно на 85%. В 2020-м окончательное решение оставили за главами регионов. Они могут одобрить или не одобрить совместное регулирование тарифов. У федеральных органов государственной власти нет полномочий, позволяющих определять подобные решения в отношении субъектов.

Напомним, ранее Иркутскую область предложили «энергетически» соединить с Республикой Тыва, чтобы снизить высокие цены на электроэнергию в республике за счет повышения ее стоимости для потребителей в Иркутской области. Первоначально решено «подтянуть» самых отстающих – за счет тех, кто в смысле энергетики преуспевает: пять энергетически неблагополучных регионов снизят цены на электричество за счет более благополучных соседей. Чиновники федерального правительства объяснили, что это делается исключительно для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки» – в Курганской, Ленинградской областях, на Алтае, в Калмыкии и Туве. Слияние рекомендовано правительством РФ для поддержки регионов с низким уровнем экономического развития – для создания там условий, необходимых для привлечения энергоемких инвестиционных проектов. И Туве такая энергетическая помощь необходима, инвесторы хотят зайти в регион, но когда видят «световой тариф», остаются довольными не все. У республики собственных энергомощностей нет, регион находится в дефиците.

Отметим, что Минэнерго выровнять тарифы в стране вознамерилось не на шутку. Кроме вышеупомянутого «выравнивания» они также собираются решить проблему перекрестного субсидирования, (это когда часть оплаты за электричество с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия), а также сформировать долгосрочные тарифы. Проблема перекрестного субсидирования - одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности.

Комитет Госдумы РФ по энергетике по итогам обсуждения проблем тарифного регулирования в электроэнергетике предлагает радикальное изменение подхода к системе ценообразования. Правильным с точки зрения рыночного ценообразования комитет считает введение так называемого двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии. Это соответствует уже существующей модели оптового рынка электроэнергии. Но здесь применение платы за мощность и платы за фактическое потребление электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них –тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии, в зависимости от времени суток, в сочетании с дифференциацией от объема потребления. Это предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.

Важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей – сельхозпроизводителей, бюджетные организации.

Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями магистрального и распределительного сетевых комплексов создает некорректные ценовые сигналы, вынуждает крупных потребителей строить собственную генерацию, переходить на подключение с распределительных сетей к магистральным, чтобы снизить затраты и избавиться от социальной нагрузки. В результате этих действий изменяется экономический баланс в электросетевом комплексе, что отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры ложится на оставшихся потребителей. Стоимость электроэнергии для «прочих потребителей» - малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетных организаций – в средней полосе России достигает 10 руб. за кВт/ч.
Дальнейшее затягивание принятия радикальных решений в отношении перекрестки, особенно на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией, будет все больше тормозить развитие экономики России.

ИА "ТуваМедиаГрупп" www.tmgnews.ru
Фото из открытых источников

Аналитика и мнения